Авторы:

Руководитель:

osipova
shemetova-daria
zueva

Осипова Юлия, Шеметова Дарья,
ученицы 11 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Зуева Инга Валерьевна,
учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Актуальность

Bозрожденный православный приход в п. Качуг существует с 1997 года, носит имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки, уроженца Качугского района (с. Анга). В поселке нет храмового здания. Служба проходит в деревянном приспособленном помещении — так называемом, доме молитвы — которое невозможно протопить зимой, зданию более 100 лет, ремонту оно, по словам настоятеля о. Дмитрия (Жукова), не подлежит. До середины XX века в Качуге была церковь, она называлась Вознесенская, разрушена была в 40–е годы [Приложение 1]. Несколько лет назад возникла идея восстановить храм на его прежнем месте, что было с радостью воспринято местными жителями, тем более в Качуге есть еще люди, ходившие в детстве и юности в Вознесенскую церковь. Например, 96–летняя Анна Яковлевна Протасова. Отец ее мужа, ветерана ВОВ К. П. Протасова, строил каменную церковь, а дед, Григорий Протасов, много лет был старостой храма (о чем мы нашли подтверждения в Клировых ведомостях).

Ученики нашей школы принимали активное участие в расчистке территории для нового храма, во время одного из таких мероприятий была обнаружена старинная кладка фундамента старого каменного храма. Это подтвердило тот факт, что храм располагался именно в том месте, где сейчас хотят воздвигнуть новое здание — на высоком берегу реки Лена. В связи со строительством нового храма увеличился интерес людей к истории Качугской церкви. Это подтолкнуло нас начать работу по изучению документов, связанных с Вознесенской церковью. Работа оказалась интересной и захватывающей. Свод документов по храму, найденный нами в ГАИО и областных библиотеках, достаточно велик. В данной работе мы рассматриваем только два рукописных источника, интервал между написанием которых — 100 лет. При сравнении текста и подписи мы установили, что оба документа написаны священниками, т.е.настоятелями храмов.

Предмет:

Ни один из названных документов, по свидетельству иркутского историка, изучающего историю Иркутской епархии, Т. А. Крючковой ранее не был изучен и обнародован.
  1. Дело о нанесении комиссаром Верхоленского острога поручиком Фингером сыну отставного солдата Александра Полуектова Ивану тяжелых побоев, поданное священником Василием Уваровским в Духовную Консисторию в марте 1776 года.
  2. Выборка из Богослужебного журнала Качугской Вознесенской церкви за 1875 год, заполненного священником Александром Спасским.

Цель:

изучить рукописные документальные источники фонда 50 ГАИО, связанные с храмами п.Качуг, в соотнесении с исторических реалиями того времени: второй половины XVIII и второй половины XIX веков.

Задачи:

  1. Дешифровать и перевести в электронный вид рукописные документы по Качугской церкви, найденные в ГАИО в 2018 году;
  2. Подробно изучить указанные выше рукописные документы, написанные настоятелями качугских храмов, составить комментарии к ним.

Работая в Государственном архиве летом 2018 года, мы обнаружили очень интересный и ценный документ «Дело о нанесении комиссаром Верхоленского острога Фингером сыну отставного солдата Александра Полуектова Ивану тяжких побоев» от 7 марта 1776 года1. Оказалось, что это самый ранний из сохранившихся документов по Качугской церкви. Было очень трудно провести его дешифровку, понять, о чем он, так как текст написан на церковно–славянском языке, с сокращениями (титлами), написание многих букв алфавита и значение некоторых устаревших слов нам были незнакомы.

самый ранний из сохранившихся документов по Качугской церквиСам документ называется «репорт», а не рапорт. Видимо, тогда был вариант произношения этого слова на английский манер (англ. report — «доклад, отчет, сообщение»). В результате совместной кропотливой работы мы получили следующее (сокращения помещены в квадратных скобках):

«Подоношение Качинского Священника Василия Уваровского — о нанесении комиссаром Верхоленского острога Фингером сыну отставного солдата Александра Полуектова Ивану тяжких побоев. Марта 4 дня 1776 года. По описи №20-й. Представлено марта 2 дня 1776 года Качинской пристани Николаевской церкви Священником Василием Уваровским.

Репорт

Сего 1776 года февраля 24 числа подано мне с[вя]щеннику Уваровскому моего Качинского прихода от прихожанина отставного солдата Александра Полуе[х]това об[ъ]явление: якоб[ы] Верхоленского острога комиссаръ поручикъ Фингеръ сына его Ивана Полуехтова без[з]аконно секъ  батожьемъ и тяжко болезненно до десяти кратъ батож[ь]е переменяя: и просил он, солдат] Полуе[х]товъ, по привозу с[ы]на ево из Верхоленска в домъ свой меня, с[вя]щенника Уваровского, от техъ побои в болезни исповедать: коего я с[вя]щенникъ того же вышеписанного числа исповедалъ: и видя ево с[ы]на что от тяжких побои весьма боленъ и причастил с[вя]т[ых]ъ Тайнъ и оной солдатъ Полуехтов просил меня с[вя]щенника Уваровского во свидетельство представить куда надлежит в команду.

О семъ вамъ Иркутская д[у]ховная консистория сим репортом об оном почтенно во свидетельстве представляю марта 2 дня 1776 года Качинский с[вя]щенник Василий Уваровский».

При анализе почерка замечаем, что лицевая часть написана разборчиво, заметно меньше церковно–славянских букв, нет титлов. Это наталкивает на мысль о том, что эта запись была сделана позднее, в XIX веке, скорее всего, при оформлении дела в архив, так как поставлен номер описи.

Само донесение написано рукой священника Василия Уваровского, потому что почерк совпадает с его подписью. Письмо написано на одном листе и, думаем, было отправлено без конверта, так как можно увидеть сгибы, по которым оно было сложено, а в центре обратной (лицевой) стороны письма — надпись: «В Иркут[с]кую д[у]ховную консисторию Качинской пристани Николаевской ц[е]ркви о[т] с[вя]щенника Уваровского Репортъ»[Приложение 1]. Эта надпись сделана довольно коряво, со своеобразным вычерчиванием буквы «т» в виде флага. Подписать письмо мог псаломщик. Также вверху и внизу листа мы видим остатки сургучной печати с витиеватым рисунком. Я узнала, что для того чтобы прочесть письмо, нужно было сломать печать, отсюда и пошло выражение «распечатать письмо». Бумажные конверты появились только в XIX веке, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали2

Чтобы понять содержание данного документа, мне пришлось познакомиться с церковно-славянской азбукой и правилами письма, а также изучить некоторые исторические реалии второй половины XVIII века. Это было правление Екатерины II (с 1762 по 1796 год). Уже в первые годы правления по указу Сената от 20 мая 1765 года были созданы комиссариатства (комиссарства) «для управления государственными военными (войсковыми) слободами», они «существовали в приграничных и военных областях Российской Империи — Киевской, Слободско–Украинской, Новороссийской, Белгородской, Иркутской губерниях, Сибирском царстве». Это были «низовые территориальные единицы, образованные на основе одной или нескольких казачих сотен», где «комиссары, управители, заказчики, приказчики являлись представителями хозяйственной и административной власти в острогах и прилегающих к ним районах» 3

Верхоленский острог, основанный в 1641 году, был переименован в Верхоленское комиссарство в 1775 году которое, просуществовав 41 год, в 1816 г., «было переименовано в слободу и основано волостное правление» [5,л.3].

Отставной солдат Александр Полуек(х)тов везет сына Ивана, которого избил «до десяти кратъ батож[ь]е переменяя», комиссар с немецкой фамилией Фингер, из Верхоленска в Качуг (около 30 верст) и призывает местного священника. По какой причине был жестоко избит Иван Полуектов, да еще собственноручно самом комиссаром? Было ли избиение публичным? Ответа в документе нет. А вот почему отец призывает священника, можно предположить: чтобы тот священник успел исповедать и причастить сына, так как любой христианин боялся умереть без покаяния.  С другой стороны, у отца могла быть надежда: по христианским верованиям, человек после принятия таинства Причастия быстрее шел на поправку, если его земной путь еще не закончился.4

«Духовная консистория, помимо административных дел, принимала к рассмотрению дела: богохульные, еретические, раскольничьи, о волшебствах, о незаконных браках, о расторжении браков, о принуждении к вступлению в брак, о насильственном пострижении, о похищении церковного имущества, по обвинениям в краже, расправе, бесчестном поведении лиц духовного звания и церковнослужителей, о правонарушениях архиерейских и монастырских служителей и крестьян церковных и монастырских вотчин»

Кроме того, отец просит о. Василия донести о происшествии в Иркутскую Духовную Консисторию. Видимо, он больше доверяет духовной власти, чем светской.

Что же такое Духовная Консистория? Это орган епархиального управления в Русской Православной Церкви в синодальный период (Иркутская консистория существовала с 1732 по 1918гг), находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. 5

Кажется, «дело об избиении» не попадает под этот перечень (комиссар — не духовное лицо), но нам хочется верить, что дело было рассмотрено и виновный наказан. Решения по делу не сохранилось.

При Екатерине II орудия пытки и наказания, за исключением кнута, были запрещены. Но, видимо, на местах запреты нарушались. Вообще, телесные наказания в России узаконил Пётр I. «Истязания включали в себя хождение по деревянным кольям, битье батогами (батог — палка, прет для телесных наказаний в старину6[с.38]), клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев. Причём мучениям могли быть подвергнуты все, включая членов императорской фамилии»7.

Также, благодаря данному «делу» приоткрываются некоторые неизвестные страницы из истории первой качугской церкви. И. В. Калинина в книге «Православные храмы Иркутской епархии» пишет: «Селение Качуг (Качиково) возникло еще в XVII веке (…) Время строительства первой церкви не установлено. Известно лишь, что сначала в селении была деревянная часовня, устроенная еще до 1727 года – времени учреждения самостоятельной Иркутской епархии. Затем вместо часовни построили церковь, о судьбе которой ничего не известно» 8[c.275-276] А.Г.Белоусов пишет, что первая церковь называлась, как и последующая, Вознесенской 9[с.98], но мы видим, что она называлась Никольской. В нашей стране было очень распространено почитание Николая Чудотворца, поэтому много храмов назывались в его честь, в том числе и Качугская церковь.

Качуг называется в документе «Качинской пристанью», потому что в начале XVIII века именно Качуг, благодаря удобному расположеню, «становится узловым пунктом на реке Лене по сплаву хлеба, продовольственных, а затем и промышленных товаров на север» 10[c.29]. То есть статус «пристани» и возвысил постепенно Качуг из маленькой деревни до районного центра.

Также из этого документа мы узнаем об одном священников Качугской церкви того времени — Василии Уваровском — имя которого до нашего расследования не было известно (по свидетельству Т. А. Крючковой, к.и.н., заслуженного работника культуры, которая в данный момент составляет свод имен всех священников Иркутской епархии). Мы можем сделать вывод, что священники обладали большим авторитетом, если к ним обращались за помощью прихожане. Видимо, отец Василий Уваровский был отзывчивым человеком, раз подал прошение в Консисторию.

Итак, на основе этого ценного документа мы изучили некоторые исторические процессы, протекавшие в то время в России, их связь с событиями, которые происходили в Качуге и Верхоленске.

Второй изученный нами рукописный источник — это Богослужебные журналы 70-х годов XIX века, то есть документы, созданные на 100 лет позднее. Изучая описи фонда №50 ГАИО, мы заметили, что такого рода документ, как «Богослужебный журнал», появляется только с 70-х годов, выпускается около 10 лет, а затем уже не упоминается в описях. Нам кажется, это связано с деятельностью нового епископа — Вениамина (Благонравова), в 1873 году сменившего арх. Парфения на посту главы епархии. Так же, как архиепископ Парфений, преосвященный Вениамин был «горячим сторонником регулярного произнесения проповедей»: «во второй половине XIX века архиереи, стоявшие во главе Иркутской епархии, уделяли большое внимание проповеди, которая, по их мнению, вместе с регулярной исповедью являлась оружием в борьбе за народную нравственность (…) Произнесение проповедей в храме контролировалось благочинными через записи в богослужебных журналах, в которых отмечались все церковные службы, требы и т. п.» 11.

Архиепископ Парфений (Попов) в 1861 году издал специальный указ о проповеди, распространенный по всем приходам епархии. В указе приходским священникам предписывалось во все праздничные и воскресные дни произносить за богослужениями проповеди, по возможности не взятые в готовом виде из специальных изданий, а собственного сочинения. Проповеди следовало читать при любом, даже самом малом количестве слушателей. В указе приводился список из 34 наименований книг духовного содержания, которые нужно было приобрести для церковных библиотек и которые могли облегчить проповедникам выбор тем для поучений и самосоставления проповедей. В Клировой ведомости Качугской церкви за 1877 год записано под пунктом 3, что церковным причтом «журналы выписывались: «Странникъ», «Православное обозрение», «Руководство для сельскихъ пастырей», «Церковно-общественный вестникъ» и «Иркутские Епархиальныя ведомости», т.е. как раз та литература, которая и рекомендовалась12[л.18].

В этот период в Качуге была деревянная церковь Вознесения Господня, построенная на смену обветшавшей Никольской в 1784 году. В «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1867 год сохранилось упоминание о ней (статья священника Харлампия Мурашова, предшественника отца Александра Спасского): «Церковь в нем (Качуге) деревянная, но очень красивая, двухэтажная, о двух престолах: вверху во имя Вознесения Господня, внизу во имя Святителя и Чудотворца Николая»13. В Клировых ведомостях по Благочинию I участка Верхоленского округа за 1885 год представлено следующее описание: «Здание деревянное, двухэтажное <…> с колокольней, обита тесом в 1841 году, крыша новая, исправлена в 1880 году, окрашена церковь в том же году, дымчатою краскою, а крыша зеленою, крестов на ней три» []. Настоятелем в это время служит уже священник Александр Спасский.  Из документа «Ведомость о церкви Вознесения Господня, Верхоленского округа и Благочиния, Манзурской волости, села Качугского за 1877 г», мы узнаем следующее: «Священник Александр Иванович Спасский, дьяческий сын. По окончании курса в Костромской Духовной Семинарии в 1854 году был уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 1–го разряда»14. В XVIII веке священникам, сдавшим выпускные экзамены, присваивался один из трех разрядов. Выпускники с 1–м разрядом имели право учиться дальше в духовной академии, служить священником во второклассной церкви, быть учителем в уездных и приходских училищах. «1872 года Мая 4 дня отец Александр назначен законоучителем в Качугское Приходское училище. 1873 года Декабря 2 дня указом Иркутской Духовной Консистории за №6368, по выбору назначен Благочинным 1-го участка Верхоленского округа, каковую должность проходит до 1877 года»[там же]. Также А.И. Спасский был награжден грамотами от Иркутской Духовной Консистории. Из этого же документа узнаем, что у Александра Спасского была жена Параскева Владимировна и семеро детей.

Мы сделали заключение, что журналы заполнял сам настоятель, так как почерк, которым они сделаны, полностью совпадает с подписью священника под каждым описанным днем и заметно отличается от подписей двух псаломщиков. Почерк летящий, торопливый, но разобрать его намного легче, чем документ 1776 года, хотя присутствуют буквы церковно–славянского алфавита: «ер», «ять», «i», своеобразное написание букв «л» и «к» (напоминающее графику английского языка). Журнал по форме своей похож на дневниковые записи с указанием даты, когда происходили какие-то церковные события. Из сохранившихся богослужебных журналов Качугского мы узнаем, как люди праздновали христианские праздники, как проходило богослужение, сколько человек присутствовало, каким было обычное расписание дня священника. Только из одного журнала — 1875 года — можно почерпнуть немало сведений.

Например:

«6 генваря. Понедельник. Праздник Богоявления Господня. Всенощное Бдение с Великим повечерием, начавшимся в 4 часа утра, отправлен был по уставу, с благословением на оном хлебов. Молящихся было человек 20–ть. Литургия Василия Великого началась в 10 часу; молящихся было полна церковь; Св. Тайн приобщилось 7–ро. После отпуста с Литургии было совершено исхождение, при звоне в колокола, на реку Лену со св. Иконами и Крестом, где отправлено было великое водосвящение. Потом было хождение со св. Крестом и водой по селу Качугу»15.

Известно, что праздник Богоявления (Крещения) сейчас сопровождается купанием в «Иордани», но в богослужебной записи такой факт не указан. Думаем, что этой традиции раньше не было.

А вот запись о праздновании Пасхи:

«13 Апреля. Неделя Святого Христова Воскресения. В 12 часов ночи начался благовест на Утреню, пред которым, по прочтении Деяний Апостолов прочитан был канон Великой Субботы пред Плащаницей. И самая Плащаница16 по окончании унесена была в алтарь и положена на Св. престоле. Потом, по облачении Священника во всю светлую священическую одежду по облагоухании всей церкви ладаном, при возжении все[ми молящимися] свеч и по окаждении Cв. престола трижды, с св. Евангелием, образом Воскресения Христова и Животворящего Креста. <…> Утренняя началась, продолжалась и кончилась в 2 часа. Молящихся была вся церковь, беспорядков или толкотни и давки, благодаря распорядительности дьяка, не было. Благословест на Литургию начался в 5 часу и самая Литургия отправлена со всею торжественностью и по уставу и при перезвоне в Колокола во время Чтения Евангелия. <…> После отпуста Литургии были освящены сыры, куличи и яйца и потом было хождение со св. Крестом по домам прихожан».

Из данной записи узнаем о том, что богослужение на Великий христианский праздник Пасху было очень красивым, торжественным, проводилось ночью и собирало большое количество народа.

В следующей записи говорится об открытии известной на всю губернию Никольской ярмарки:

«Пяток 4-й недели по Пасхе — день перенесения мощей святителя и Чудотворца Николая — Храмовый Праздник. <…> Утром в 5 часов было поднятие Св. Икон на ярмарку, где отслужен был водосвятный молебен с канонами: Спасителю, Божией Матери, святителям Николаю и Иннокентию. <…>После всего было хождение со св. Крестом и Св.водой по селу качугу и на ярмарку по лавочкам».

Также в богослужебных книгах немало описаний обычного дня священника:

«Воскресение. Неделя 5-я по Пасхе. <…>  был водосвятный молебен на барках купчихи Хохряковой. <…> С Харбатовским псаломщиком Федором Орловым отслужены два напутственных водосвятных молебна с канонами Святителям и Чудотворцам: Николаю и Иннокентию17 на барках Чернова и Андреевского. По возвращении оттуда было хождение со Св.Крестом и Св.водой по паузкам».


«Май 22. Четверток 6 недели Христового Праздника Воскресения Господня! <…> Св.Иконы подняты и провождены в селение Большедворское. По потреблении Св. Даров совершен обряд погребения над умершим Петром Клименко и было хождение со Св. Крестом и Св. водою по селу Качугу, оконченное в 4 часа. В 5 часов возили Священника в селение Протасово для напутствования больной и в 6 часов вечера причт отправился в Селение Большеголовское для служения молебнов»18.

Судя по данным описаниям, у священника и причта был ежедневный очень плотный график.

Александр Иванович Спасский прослужил в Качуге 19 лет: с 1862 по 1879 год, затем приезжает из Забайкалья новый настоятель, которому суждено прослужить на Качугской земле 25 лет, построить в 1903 году каменный храм, это отец Иннокентий Пляскин. Отец Александр продолжает еще 2 года жить при храме и умирает 18 февраля 1881 года «после трехдневной тяжкой болезни в селе Качугском»19


Богослужебные книги Александра Ивановича Спасского являются важным документом, свидетельствующем о повседневной церковной жизни наших прадедов.

 1. Мы получили ценный опыт дешифровки старинных документов, составления комментариев к церковным документам;

2. По свидетельствам священников Качугской церкви мы смогли изучить некоторые страницы истории нашего посёлка, понять взаимосвязь некоторых событий и явлений прошлого, прикоснуться к подробностям духовной жизни наших предков;

3. Благодаря обнаруженным документам, летопись храма, история поселка пополнилась новыми сведениями, фактами: уточнено название первой деревянной церкви Качуга (не Вознесенская, а Николаевская), открыто неизвестное ранее имя священника Василия Уваровского, выяснены некоторые подробности открытия знаменитой Качугской ярмарки, неизвестные ранее фамилии купцов и так далее. 

Обсудить эту статью на форуме...

Истоковед Форумы Страницы истории Качуга и Качугской Церкви

Создать новую тему
Ваша информация:






Источники:

  1. ГАИО, Ф.50, оп.1, д141, оц.140. (Дело 31. По донесению Качинского священника Василия Уваровского — о нанесении комиссаром Верхоленского острога поручиком Фингером сыну отставного солдата Александра Полуектова Ивану тяжелых побоев, 1776 г.)
  2. Валерия Суханова. История конверта: как появились «сорочки для писем»? //Школа жизни. Познавательный журнал: – сайт.
  3. Комиссар: сайт.
  4. Православие и мир: сайт.
  5. Википедия. Духовная_консистория: сайт.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 797с.)
  7. Елена Данилевич. Битье батогами и плетьми. История телесных наказаний в России//Аргументы и факты : – сайт.
  8. И. В. Калинина. Православные храмы Иркутской епархии XVII—начало XX века. – 2000г., 494 стр.
  9. А.Г.Белоусов. Верхнеленье. Качуг. Страницы истории. – Иркутск: ООО Форвард. – 2013.
  10. А.Г.Белоусов. Верхнеленье. Качуг. Страницы истории. – Иркутск: ООО Форвард. – 2013.
  11. Погодаева И.А. Проповедческая деятельность иркутского духовенства во второй половине XIX века// Журнал “Тальцы” №1 (28), 2006 год: сайт.
  12. ГАИО, Ф.50, ОЦ, д.1951, л.15-18. (Ведомость о церкви Вознесения Господня, Верхоленского округа и Благочиния, Манзурской волости, села Качугского за 1877 г.)
  13. Иркутские епархиальные ведомости, 1867, № 2.
  14. ГАИО, Ф.50, ОЦ, д.1951, л.15-18. (Ведомость о церкви Вознесения Господня, Верхоленского округа и Благочиния, Манзурской волости, села Качугского за 1877 г.)
  15. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.5421, л.1. (Богослужебный журнал за 1875 г.)
  16. Термин “плащаница” впервые встречается в богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница представляет собой плат большого размера с изображением Иисуса Христа, лежащего во гробе. Прототипом ее является покрывало, в которое был завернут снятый с Креста Иисус Христос. Вынос Плащаницы совершается в Великую пятницу Страстной седмицы. Украшенную цветами Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма, на середину Плащаницы кладут Евангелие. (По материалам статьи Е.Киктенко. Вынос Плащаницы// Православный журнал “Фома”.
  17. Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий) – епископ православной Российской церкви, с 15 января 1724 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири. Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804 года. Очень почитался в Иркутской губернии.
  18. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.5421, л.1. (Богослужебный журнал за 1875 г.)
  19. Иркутские епархиальные ведомости, 1881. № 12. с. 64.