В.М. Пуля­ев­ский

По следу Пенды (Пянды)

При­зна­юсь чест­но, задум­ка про­ве­сти это иссле­до­ва­ние у меня воз­ник­ла после про­чте­ния рома­на наше­го иркут­ско­го писа­те­ля О.В. Сло­бод­чи­ко­ва «По про­зви­щу Пен­да», в кото­ром он опи­сал фан­та­сти­че­ское путе­ше­ствие это­го пер­во­от­кры­ва­те­ля на реку Лена. С точ­ки зре­ния худо­же­ствен­но­го замыс­ла, глу­бо­ко­го зна­ния авто­ром мест­ных тра­ди­ций, народ­но­го фольк­ло­ра и т.д., роман, без­услов­но, инте­ре­сен и лег­ко чита­ет­ся. Конеч­но, это худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, и автор име­ет пра­во на вымы­сел. Но мне хоте­лось ради исто­ри­че­ской прав­ды вне­сти кое-какие прав­ки в это повест­во­ва­ние. Нач­нем с того, что Сло­бод­чи­ков отно­сит Пан­те­лея Деми­до­ви­ча Пен­ду (Пян­ду) к дон­ским каза­кам родом с Хопров­ской ста­ни­цы. Пишет, что он один из мно­гих, кто при­ни­мал уча­стие в при­ве­де­нии на цар­ский пре­стол сына тушин­ско­го каза­чье­го пат­ри­ар­ха Фила­ре­та Миха­и­ла Рома­но­ва. При­ве­ду об этом фраг­мент из романа. 

«Новый царь, едва вошел в силу, – пове­сил ата­ма­нов, пере­по­рол еса­у­лов с пяти­де­сят­ни­ка­ми, а после сми­ло­сти­вил­ся, отпу­стил хопров­цев из-под Моск­вы на Дон и хле­бом в доро­гу пожа­ло­вал за былые вер­ные служ­бы. Не пом­ни­ли ста­ри­ки, что­бы каза­ки кому-то кла­ня­лись, а вот ведь покло­ни­лись ныне цар­ству­ю­ще­му Миха­и­лу Федо­ро­ви­чу и зло­вред­ным боярам его, тем самым, что зали­ли Русь кро­вью, при­звав на Моск­ву ляхов, рей­та­ров и вся­кий лати­нян­ский сброд, что­бы защи­тить­ся от сво­е­го же народа». 

Фраг­мент нужен, что­бы оце­нить обста­нов­ку того вре­ме­ни и опре­де­лить при­чи­ны дви­же­ния на Восток зна­чи­тель­ных масс воен­ных людей, а так­же про­мыш­лен­ных и гуля­щих, остав­ших­ся не у дел. Я пре­крас­но отно­шусь к каза­кам, но одно дело геро­и­че­ски шаш­кой махать, а совсем дру­гое — вла­деть навы­ка­ми море­ход­но­го дела, судо­стро­е­ния, быть пре­крас­ным про­мыс­ло­вым охот­ни­ком, удач­ли­вым ком­мер­сан­том, дипло­ма­том в кон­це кон­цов. Дон­ской казак того вре­ме­ни тако­го зверь­ка как соболь мог видеть толь­ко на ворот­ни­ке бояр­ской шубы. А уж вла­деть навы­ка­ми его про­мыс­ла в тай­ге это вряд ли. 

Ско­рее вер­на дру­гая вер­сия, что Пан­те­лей Деми­до­вич был помо­ром родом с реки Пян­ды. Год его рож­де­ния при­мер­но 1590. Для справ­ки: Пян­да — река в Архан­гель­ской обла­сти левый при­ток Север­ной Дви­ны. Впа­да­ет в Север­ную Дви­ну на 339 км ниже ее устья. Река выте­ка­ет из Чел­мо­зе­ро на высо­те 67 м над уров­нем моря. Дли­на реки 106 км, пло­щадь водо­сбо­ра 920 кв. км, про­те­ка­ет по тер­ри­то­рии Шен­кур­ско­го и Вино­гра­дов­ско­го рай­о­нов. Ныне суще­ству­ет посе­лок и дерев­ня Пян­да. А пра­вый при­ток Север­ной Дви­ны — река Пинега. 

Там же рядом и Вели­кий Устюг, в кото­ром и фор­ми­ро­ва­лись с помо­щью куп­цов все экс­пе­ди­ции на восток. Пан­те­лей, веро­ят­нее все­го, тор­го­вал пуш­ным зве­рем, кото­ро­го заку­пал оптом в зна­ме­ни­той «зла­то­ки­пя­щей» Ман­га­зее. На чем ско­ло­тил неболь­шой капи­тал и нанял свою ватаж­ку из гуля­щих людей в коли­че­стве соро­ка чело­век. Хотя воз­мо­жен вари­ант, что он залез в каба­лу, то есть занял день­ги в долг под буду­щую при­быль от экс­пе­ди­ции. Без­услов­но, наня­тые им люди в основ­ной сво­ей мас­се были так­же помо­ра­ми. Из Архан­гель­ска в Ман­га­зею мож­но было дой­ти мор­ским кочем. 

Доро­гу эту я опи­сал в сво­ей кни­ге «Сохра­ним память о пред­ках родов наших». Свой поход Пен­да начал ори­ен­ти­ро­воч­но в 1619 – 1620 годах. Из Ман­га­зеи, поняв, что там делать нече­го, так как весь зверь в окру­ге на мно­гие десят­ки кило­мет­ров был пере­бит, вата­га дви­ну­лась в Туру­хан­ское зимо­вье, кото­рое было постро­е­но ман­га­зей­ским вое­во­дой Д. Жереб­цо­вым в 1607 году и ста­ло цен­тром ярма­роч­ной тор­гов­ли с мест­ным насе­ле­ни­ем, а так­же базой для про­дви­же­ния рус­ских вглубь Восточ­ной Сиби­ри. Ясач­ное зимо­вье под­чи­ня­лось Ман­га­зее, одна­ко со вре­ме­нем ста­ло сво­е­го рода новой Ман­га­зе­ей, так как нахо­ди­лось в очень удач­ном месте на реке Туру­хан в 2 км от места ее впа­де­ния в Енисей. 

Там же в Ени­сей впа­да­ла и Ниж­няя Тун­гус­ка. Туру­ханск стал свя­зу­ю­щим зве­ном това­ро­об­ме­на меж­ду тер­ри­то­ри­я­ми бас­сей­нов рек Ниж­ней Тун­гус­ки, низо­вий Ени­сея, Курей­ки, Хан­тай­ки, Дудин­ки, Хатан­ги, Таза и Ниж­ней Оби. Остро­гом Туру­ханск стал толь­ко в 1657 году во мно­гом бла­го­да­ря уси­ли­ям мона­ха Тихо­на, кото­рый постро­ил вна­ча­ле дере­вян­ную часов­ню и келью, а потом осно­вал мона­стырь. Дол­гое вре­мя дерев­ня так и назы­ва­лась Монастырской. 

В романе Сло­бод­чи­ко­ва, исто­рия несколь­ко иная. Там вата­га дон­ских каза­ков в Тоболь­ске объ­еди­ни­лась с про­мыш­лен­ны­ми и куп­ца­ми с Вели­ко­го Утю­га и Хол­мо­гор. Но и там оче­вид­но, что каза­ки про­сто при­мкну­ли к про­мыс­ло­вой арте­ли из Вели­ко­го Устю­га в лице устю­жан Семей­ки Шел­ков­ни­ко­ва, Иваш­ки Моск­ви­ти­на, Миш­ки Ста­ду­хи­на, хол­мо­го­ре­ца Федот­ки Попо­ва. К ним при­мкнул и сын бере­зов­ско­го ата­ма­на Иван Гал­кин. Пошли с ними с мис­си­о­нер­ской мис­си­ей и мона­хи-скит­ни­ки. Они в ито­ге дошли до буду­ще­го Иркут­ско­го остро­га. В те вре­ме­на цер­ковь все­гда шла в ногу со вре­ме­нем, и в ней хва­та­ло сво­их само­от­вер­жен­ных героев.

Объ­еди­нен­ная вата­га на плос­ко­дон­ных реч­ных стру­гах дви­ну­лась на север сна­ча­ла по Ирты­шу, потом по Оби до Обской губы, потом до Ман­га­зеи по реке Лосо­се­вой до места впа­де­ния ее в реку Таз, а далее в Туру­хан­ское зимо­вье. В романе автор в каче­стве дру­га и попут­чи­ка Пян­ды назы­ва­ет Ива­на Поха­бу, по вер­сии авто­ра, так­же дон­ско­го каза­ка. Но эта вер­сия, на мой взгляд, так­же не выдер­жи­ва­ет кри­ти­ки. Иван Ива­но­вич Поха­бов (1610 – 1667) ени­сей­ский казак в чине сына бояр­ско­го лич­ность извест­ная – осно­ва­тель Иркут­ско­го остро­га. Повстре­ча­лась вата­га и с ени­сей­ски­ми каза­ка­ми Васи­ли­ем Буг­ром и бра­том его Илей­кой. Не хва­та­ет в повест­во­ва­нии толь­ко Иваш­ки Пуля­е­ва. Васи­лий Бугор встре­тил­ся с Иваш­кой Пуля­е­вым в Ени­сей­ске. Отку­да они позд­нее совер­ши­ли свой поход на Лену. 

Все пере­чис­лен­ные выше люди ста­нут в буду­щем извест­ны­ми сибир­ски­ми пер­во­про­ход­ца­ми. Вер­сия о том, что архан­гель­ские куп­цы и про­мыш­лен­ные люди мог­ли дохо­дить до Ман­га­зеи через Тобольск, конеч­но, име­ет пра­во на суще­ство­ва­ние. Путь этот гораз­до длин­нее, но без­опас­нее, так как шел в основ­ном по уже обжи­тым зем­лям. Шли в основ­ном пеш­ком и лишь покла­жу вез­ли на теле­гах. Хоте­лось кос­нуть­ся глав­ной цели всех этих экс­пе­ди­ций – добы­чи пуш­ни­ны. В сего­дняш­нем пони­ма­нии это было вар­вар­ским истреб­ле­ни­ем собо­ля, колон­ка, куни­цы, бел­ки с помо­щью лег­ко изго­тав­ли­ва­е­мых при­спо­соб­ле­ний — куле­мок, пла­шек и т.д. Их охот­ни­ки рас­став­ля­ли вдоль пути­ков (охот­ни­чьих троп) на мно­гие десят­ки кило­мет­ров от сво­их зимо­вий или вре­мен­ных ста­нов. В резуль­та­те после них оста­ва­лась пустыня. 

Таким же обра­зом с помо­щью дру­гих сил­ков и лову­шек для сво­е­го про­пи­та­ния про­мыс­ло­ви­ки добы­ва­ли зай­цев, косуль и боро­вую дичь. Рыбу, сла­ва Богу, выло­вить пол­но­стью было невоз­мож­но, так как ее было вели­кое мно­же­ство. Круп­ных копыт­ных добы­вать было слож­нее. Их высле­жи­ва­ли и добы­ва­ли с помо­щью луков и огне­стрель­но­го ору­жия. Или дела­ли заго­ны. Поэто­му про­мыс­ло­ви­кам каж­дый год нуж­но было дви­гать­ся все даль­ше и даль­ше на восток в поис­ках новых про­мыс­ло­вых мест, всту­пая в посто­ян­ные стыч­ки с мест­ным насе­ле­ни­ем, кото­рое лиша­лось про­пи­та­ния и источ­ни­ков суще­ство­ва­ния. Из мно­гих источ­ни­ков извест­но, что после пер­во­го сезо­на охо­ты в окрест­но­стях Туру­хан­ско­го зимо­вья Пян­да узнал от тун­гус­ско­го княз­ца Илти­ка, кото­рый был амо­на­том (залож­ни­ком), о боль­шой реке неда­ле­ко от исто­ка Ниж­ней Тун­гус­ки. Тун­гус назы­вал ее Элэл­эунэ. В раз­ных источ­ни­ках по-раз­но­му. Пян­да доло­жил об этом ман­га­зей­ско­му вое­во­де Андрею Пали­ци­ну, изло­жил воз­мож­ные пер­спек­ти­вы экс­пе­ди­ции. Вое­во­да под­дер­жал эти начи­на­ния, так как ему дав­но нуж­но было разо­брать­ся с воров­ски­ми ватаж­ка­ми, бив­ши­ми пуш­но­го зве­ря в исто­ке Ниж­ней Тун­гус­ки и не пла­тив­ши­ми пошли­ны. Эти ватаж­ки вдо­ба­вок еще озлоб­ля­ли мест­ное насе­ле­ние, обло­жив его «воров­ской» данью (яса­ком, кото­рый не шел госу­дар­ству). Была собра­на экс­пе­ди­ция из про­мыш­лен­ных, каза­ков и гуля­щих людей на 4 (5) стру­гах. Были там и куп­цы с това­ром для обме­на с мест­ны­ми аборигенами. 

Вое­во­да снаб­дил экс­пе­ди­цию годо­вым запа­сом про­ви­ан­та — муки, соли, ору­жей­но­го при­па­са (кар­течь, дробь, порох). Целью ее была раз­вед­ка и по мере воз­мож­но­сти при­ве­де­ние к при­ся­ге батюш­ке царю встре­ча­ю­щи­е­ся пле­ме­на эвен­ков (тун­гу­сов), кото­рые были чрез­вы­чай­но воин­ствен­ны и весь­ма изоб­ре­та­тель­ны в защи­те сво­их уго­дий. Пен­да наме­ре­вал­ся прой­ти рекой до исто­ка Ниж­ней Тун­гус­ки (Угрюм реки). На это у него ушло три лета. Не торо­пи­лись. Как и пред­по­ла­га­лось, добы­ва­ли пуш­ни­ну, рыба­чи­ли, тор­го­ва­ли, вое­ва­ли с тун­гу­са­ми. Все как обыч­но. Я согла­шусь с авто­ром рома­на Сло­бод­чи­ко­вым О.В., что в этой экс­пе­ди­ции мог­ли быть: Иван Поха­ба с бра­том Угрю­мом, Семей­ка Шел­ков­ни­ков с бра­тья­ми Алек­сой и Ива­ном, Лука Моск­ви­тин с отцом Гюр­ги­ем и моло­дой Федот­ка Попов. В этом путе­ше­ствии они полу­чи­ли бес­цен­ный опыт, кото­рый им пона­до­бит­ся в буду­щих новых похо­дах и откры­ти­ях. Про­вод­ни­ка­ми были тол­ма­чи из тун­гу­сов. Осталь­ные люди, кото­рых назы­ва­ет автор, ско­рее все­го вымыш­лен­ные. По пути сле­до­ва­ния каза­ка­ми были постро­е­ны Нижне-Пян­дин­ское ясач­ное зимо­вье (1623\1624), Верхне-Пян­дин­ское зимо­вье (1624\1625). Зимой 1625(26) годов в вер­хо­вьях Ниж­ней Тун­гус­ки было постро­е­но еще одно ясач­ное зимо­вье, обсле­до­ван бли­жай­ший хре­бет, отре­мон­ти­ро­ва­ны и про­смо­ле­ны стру­ги, изго­тов­ле­ны лег­кие лод­ки из бере­сты или долб­лен­ки для разведки. 

Раз­вед­ка хреб­та пока­за­ла, что за ним нахо­дит­ся огром­ная река, пред­по­ло­жи­тель­но Лена. Я пред­по­ла­гаю, что зимой воло­ком по сне­гу стру­ги зата­щи­ли на хре­бет (это не более 2 – 3 кило­мет­ров). Сде­лать это было нетруд­но, так как на охо­те обыч­но нар­ту с про­ви­ан­том про­мыс­ло­ви­ки тащи­ли воло­ком за собой. Тун­гу­сы для это­го исполь­зо­ва­ли оле­ней или собак. У рус­ских их про­сто не было. Для охра­ны стру­гов, воз­мож­но, оста­ви­ли несколь­ко охот­ни­ков. Зада­чи выхо­да на Лену перед каза­ка­ми никто не ста­вил. Я думаю, Пян­да с това­ри­ща­ми поста­ви­ли ее перед собой сами. В поход за хре­бет к Лене пошло не более 20 чело­век. Мно­гие из пер­вич­ной вата­ги Пян­ды оста­лись кто в Ман­га­зее, кто в Туру­хан­ске, рас­суж­дая про­сто «луч­ше иметь сини­цу в руке, чем журав­ля в небе». Мно­гие погиб­ли или были ране­ны в стыч­ках с тун­гу­са­ми, часть погиб­ла по соб­ствен­ной неосто­рож­но­сти, попав под само­стре­лы, кото­рые тун­гу­сы ста­ви­ли на круп­но­го зве­ря и для охра­ны тер­ри­то­рии. Часть оста­лась охра­нять постро­ен­ные ясач­ные зимо­вья, так как их тун­гу­сы про­сто бы сра­зу сожгли. 

Про­бле­мы были с про­ви­ан­том и про­дук­та­ми пита­ния, осо­бен­но солью. Поэто­му боль­шую экс­пе­ди­цию орга­ни­зо­вать было не из кого. Впе­ред пошла толь­ко раз­вед­ка. Пояс­ним, что пред­став­ля­ли собой стру­ги. Обыч­но неболь­шие стру­ги дли­ной до 10 – 12 м изго­тов­ля­ли из двух бре­вен оси­ны диа­мет­ром до 80 см, кото­рую потом рас­ши­ва­ли до необ­хо­ди­мой шири­ны, обыч­но до 3 м. Это была быст­ро­ход­ная лег­кая лод­ка, кото­рая мог­ла ходить и под пару­сом. Спу­стить с хреб­та вес­ной к реке такие стру­ги про­блем не было. Нуж­но было все­го лишь най­ти круп­ный ручей, кото­рый тек с хреб­та в сто­ро­ну Лены и впа­дал в один из ее малых при­то­ков или сли­вал­ся с дру­ги­ми ручья­ми. Из сво­ей юно­сти я пом­ню такие ручьи, кото­рые тек­ли с хреб­та в нашу реч­ку Кулен­гу. Дли­на их дохо­ди­ла до десят­ка и более кило­мет­ров. По таким ручьям вполне мож­но было вес­ной плыть на лод­ке или тащить ее на бече­ве. Глу­би­на их была более мет­ра, а шири­на до трех мет­ров и более. Ручьи, как пра­ви­ло, были пол­но­вод­ны до кон­ца мая, потом частич­но пере­сы­ха­ли. В них вес­ной даже захо­ди­ла рыба. Конеч­но, были по пути зало­мы, но их все­гда мож­но было про­ру­бить. По этой при­чине мало­ве­ро­ят­но, что каза­ки дела­ли волок. Это все-таки по кар­те 23 кило­мет­ра. Для 15 – 20 чело­век про­та­щить по тако­му воло­ку даже малые суда нере­аль­но. Вдо­ба­вок волок нуж­но было еще сде­лать. Про­ру­бить про­се­ку, выров­нять поверх­ность, сде­лать накат. Волок воз­ник гораз­до поз­же, когда стро­и­лось на бере­гу Лены Чечуй­ское ясач­ное зимо­вье, а затем острог (1641- 1671). То есть лет через десять.

Вый­дя на Лену, Пян­да вна­ча­ле решил спу­стить­ся по ней насколь­ко воз­мож­но. Счи­та­ет­ся, что он дошел до места рас­по­ло­же­ния нынеш­не­го Якут­ска. Встре­тил­ся с якут­ски­ми пле­ме­на­ми мест­но­го кня­зя Тыг­ы­на, коче­вав­ши­ми и жив­ши­ми осед­ло по бере­гам Лены. Для справ­ки: Тыг­ын Дар­хан – той­он и дар­хан Хан­га­лас­ско­го пле­ме­ни яку­тов — под­лин­ная исто­ри­че­ская лич­ность, жив­ший в 16 – 17 веках. Тыг­ын был весь­ма воин­ствен­ным, доста­вив­шим в 17 веке ени­сей­ским каза­кам мно­го хло­пот. Он воз­глав­лял хоро­шо воору­жен­ное вой­ско, имев­шее метал­ли­че­ские доспе­хи. Яку­ты выра­щи­ва­ли коров, лоша­дей, добы­ва­ли и обра­ба­ты­ва­ли желе­зо, добы­ва­ли соль, тор­го­ва­ли с куп­ца­ми, спус­кав­ши­ми­ся с верх­ней Лены. 

Тор­го­вый обмен шел на тка­ни, изде­лия из сереб­ра, посу­ду, про­со, овес. Зем­ле­де­лие у яку­тов появи­лось толь­ко в 18 – 19 веках с при­хо­дом рус­ских. Зер­но­вые: про­со и овес, ско­рее все­го, заво­зи­лись из Мон­го­лии, Ман­чжу­рии и Китая. В прин­ци­пе вырас­тить про­со и овес, исхо­дя из пери­о­да их веге­та­ции 60 – 120 дней, мог­ли и буря­ты эхи­ри­ты и була­га­ты, про­жи­вав­шие в доли­нах лен­ско-ени­сей­ско­го бас­сей­на. У яку­тов каза­ки попол­ни­ли свои запа­сы соли, про­са, мас­ла в обмен на меха. Муки, конеч­но, не было. Ее заме­ня­ли для изго­тов­ле­ния лепе­шек тол­че­ным в ступ­ке зер­ном овса. Обрат­но каза­ки дви­ну­лись после якут­ско­го празд­ни­ка Ысы­ах (изоби­лие), свя­зан­но­го с куль­том сол­неч­ных божеств и пло­до­ро­дия. Тра­ди­ци­он­но его празд­ну­ют в день лет­не­го солн­це­сто­я­ния 21 июня. Если счи­тать, что вниз по Лене они дви­га­лись при­мер­но 20 верст в день, где-то конеч­но оста­нав­ли­ва­лись, то они реаль­но мог­ли с сере­ди­ны мая по конец июня доплыть до Якутска. 

Лена река на вид толь­ко мед­лен­ная, еще гово­рят лени­вая, пока не зай­дешь в нее по грудь. Там такая мощь ощу­ща­ет­ся от мас­сы воды, усто­ять невоз­мож­но. По край­ней мере, в рай­оне Якут­ска я в Лене усто­ять не смог, сра­зу снес­ло. Обрат­но шли, где под пару­сом, где на вес­лах, где тяну­ли бече­вой. Ско­рость пере­дви­же­ния, конеч­но, упа­ла мини­мум в три раза. Но вре­ме­ни до воз­вра­ще­ния в свое зимо­вье у них было три меся­ца (июль, август, сен­тябрь, может часть октяб­ря), что вполне доста­точ­но. К зимо­вью каза­ки подо­шли, когда по Лене уже шла шуга. Выта­щи­ли стру­ги на берег и пошли через хре­бет к зимо­вью, где их жда­ли това­ри­щи. Зима про­шла в охо­те на пуш­но­го зве­ря и под­го­тов­ке к новой навигации. 

Воз­вра­щать­ся ста­рой доро­гой назад никто не хотел, так как добы­ли мно­го пуш­ни­ны и наде­я­лись на еще луч­шие про­мыс­лы. К весне было при­ня­то реше­ние идти вверх по Лене даль­ше. Пред­по­ла­га­лось, что у Лены дол­жен быть при­ток, иду­щий на запад, кото­рый может при­ве­сти в Анга­ру. Отку­да роди­лось это пред­по­ло­же­ние — загад­ка исто­рии. Ско­рее все­го, доро­гу под­ска­за­ли эвен­ки. Ран­ней вес­ной экс­пе­ди­ция дви­ну­лась даль­ше. Я исклю­чаю вари­ант, что они вышли на Анга­ру по Илим­ско-Лен­ско­му воло­ку. Во-пер­вых, он очень длин­ный, во-вто­рых, его про­сто не было. Кро­ме того, зна­ме­ни­тый исто­рик Мил­лер и ака­де­мик Оклад­ни­ков гово­рят о встре­че экс­пе­ди­ции с буря­та­ми, при­чем двух раз­ных пле­мен: эхи­ри­та­ми и була­га­та­ми. А эти пле­ме­на жили гораз­до выше по Лене. Лену буря­ты назы­ва­ли Зулхэ. 

При­ток такой дей­стви­тель­но нашли. Это была река Илга. В сво­ей кни­ге я писал про при­ток Лены — реку Кулен­гу. Она течет выше по Лене как раз парал­лель­но Илге. По ней, конеч­но, тоже мож­но было прой­ти, но Кулен­га менее пол­но­вод­на. Устье Илги нахо­дит­ся ниже сего­дняш­не­го Усть-Кута, на кото­ром участ­ник экс­пе­ди­ции Семей­ка Шел­ков­ни­ков ста­нет буду­щим хозя­и­ном соля­ных про­мыс­лов и очень извест­ным чело­ве­ком на Лене. Она впа­да­ет в Лену в рай­оне Усть-Илги неда­ле­ко от сего­дняш­не­го посел­ка Жига­ло­во. Это пол­но­вод­ная и рыб­ная река осо­бен­но вес­ной. Дли­на реки 289 км, шири­на 10 – 150 м, пло­щадь бас­сей­на 10 тыс. кв. км. Глу­би­ны в ямах дости­га­ют десят­ков мет­ров. Рыба – в основ­ном хари­ус и линь. По рас­ска­зам мое­го род­ствен­ни­ка Инно­кен­тия Сте­па­но­ви­ча Боль­шед­вор­ско­го, он с одной ямы добыл сетью зараз фля­гу лин­ков, боль­шин­ство из кото­рых было весом в три и более килограммов. 

При­то­ки Илги: река Тома­га, река Тилик, ручей Ермо­чей, ручей Осто­жье, река Ближ­няя Кора, ручей Чер­ная реч­ка, река Тып­та, ручей Чичек, река Качи­кан, река Тимо­шин ручей, река Иль­да (Ивда), река Сухой ручей, река Кичей, ручей Чело­чи, ручей Верея, ручей Гор­бу­лок, ручей Начи­той, ручей Олен­туй, река Олек­кан, река Юкта, река Хар­ти­мей, река Верея, река Нитик, река Хил­дэк, река Чан­тол, река Ниж­няя Берея, река Верх­няя Берея, река Мон­гон, река Ирек­та, река Хурай, река Боен­хал. Нача­ло Илга берет из неболь­шо­го озе­ра. Илга в пере­во­де с эвен­кий­ско­го – гиб­кая, бой­кая. По ней и по ее при­то­ку Иль­де коче­ва­ли эвен­кий­ские пле­ме­на, поэто­му у тол­ма­чей Пян­ды, кото­рые тоже были эвен­ки, про­блем в обще­нии и раз­вед­ке пути не было. Каза­ки на лод­ках дошли до при­то­ка Илги реки Боен­хал, здесь уже начи­на­лись посе­ле­ния бурят эхиритов.

Немно­го о пле­ме­нах бурят. 

Бурят­ский народ состо­ит из четы­рех пле­мен, кото­рые до сего вре­ме­ни носят име­на сво­их леген­дар­ных пред­ков. Була­га­та, Эхи­ри­та, Хоре­доя и Хон­го­до­ра. Уста­но­вив­ших­ся еди­ных тер­ми­нов для обо­зна­че­ния пле­ме­ни у бурят нет. Каж­дое пле­мя и род име­ет свои тер­ми­ны и свои родо­вые тер­ри­то­рии. Эхи­ри­ты зани­ма­ли верх­нее тече­ние реки Лены (Зул­хэ) и север­ный берег озе­ра Бай­кал с ост­ро­вом Оль­хон. Була­га­ты — бас­сей­ны реки Анга­ры и ее при­то­ков Куды, Иды, Уды, Эди (Уша­ков­ки), Эрху (Ирку­та) и Худи (Китоя). Хон­го­до­ров­цы — левый берег реки Анга­ры, бас­сей­ны при­то­ков Ирку­та, Белой (Бул­эн), Китоя, Хорин­цы в основ­ном вер­хо­вья реки Уды и ее при­то­ков. Роды, вышед­шие из Хал­хи, жили по реке Селен­ге и ее притокам. 

Роды, вышед­шие из Джун­га­рии, сели­лись по окра­и­нам земель була­гат­цев по Анга­ре и эхи­рит­цев по Лене. Каж­дое пле­мя бурят име­ло свой чти­мый тотем – рыбу, живот­ное или пти­цу. Так, у пле­ме­ни эхи­ри­тов тоте­мом был пест­рый налим, була­га­ты в каче­стве тоте­ма име­ли сиво­го поро­за (быка), пле­мя хон­до­гор — лебе­дя, пле­мя хори — гуся, пле­ме­на Хал­хи и Джун­га­рии забы­ли свои тоте­мы. Как я уже гово­рил ранее, бурят­ские пле­ме­на были воин­ствен­ны, хоро­шо орга­ни­зо­ва­ны и мог­ли посто­ять за свои тер­ри­то­рии. Поэто­му сто­ит толь­ко удив­лять­ся пере­го­вор­но­му искус­ству Пян­ды, кото­рое вме­сто кро­ва­вой стыч­ки при­ве­ло к вза­и­мо­вы­год­но­му обме­ну мехов на про­со, овес, соль и мас­ло, а так­же помо­щи бурят в пере­воз­ке на лоша­дях стру­гов и их скар­ба к реке Иде – при­то­ку Анга­ры. Бла­го, это было недалеко. 

Мало­ве­ро­ят­но, что каза­ки что-то гово­ри­ли буря­там про Бело­го царя, ясак и т.п., ско­рее бы ноги уне­сти. Одна­ко дорож­ку на буду­щее раз­ве­да­ли. Узна­ли, конеч­но, и о реке Куде, кото­рая из тех же мест тек­ла в Анга­ру, но впа­да­ла в нее в рай­оне буду­ще­го горо­да Иркут­ска. Об этом всем намо­тал на ус участ­ник экс­пе­ди­ции Иван Поха­бов, буду­щий иссле­до­ва­тель Бай­ка­ла и осно­ва­тель Иркут­ско­го остро­га. Ида – река в Иркут­ской обла­сти пра­вый при­ток Анга­ры. Про­те­ка­ет по тер­ри­то­рии Бохан­ско­го рай­о­на, где ком­пакт­но про­жи­ва­ли буря­ты-була­га­ты. Дли­на реки 153 км, пло­щадь водо­сбор­но­го бас­сей­на 2610 кв. км. При­то­ки: река Тях­та, река Кру­тая, река Тами­рей, водо­ток падь Бугу­туй, река Тара­са, водо­ток падь Укыр, река Хара­гун, река Нару­дин­ская, река Кун­дуй. Далее по Анга­ре каза­ки Пян­ды дошли до Ени­сей­ска, счаст­ли­во завер­шив свое путешествие.