Содержание
Автор:
ученица 11 класса Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение Качугская средняя общеобразовательная школа №1
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ Качугская СОШ №1
О фамилиях Приленья писали немного, а ведь они могут дать достаточно информации для краеведческого исследования. Фамилии можно изучать с разных точек зрения: лингвистики, в том числе этимологии, генеалогии, миграционных процессов и даже астрологии. Я остановилась на предпоследнем.
Объектом моего исследования стали фамилии п.Качуг.
Предметом – самые распространенные и самые редкие фамилии жителей п.Качуг как отражение миграционных процессов. Брались статистические данные 2016 – 2018 годов (УФМС в Качугском районе Иркутской области, Территориальной избирательной комиссии, Качугского отдела ЗАГС).
Цель: изучить 3 самые распространенные и 3 самые редкие фамилии п.Качуг Иркутской области с точки зрения внутренней миграции населения.
Задачи:
- Обратиться в государственные учреждения, занимающиеся фиксацией численности населения, регистрацией граждан: УФМС в Качугском районе Иркутской области, Территориальную избирательную комиссию, Качугский отдел ЗАГС) с целью выявления трех самых распространенных и трех самых редких фамилий Качуга.
- Изучить историко-краеведческую литературу, документы, связанные с историей заселения Приленья русскими в XVII – XIX веках, их взаимодействию с местным коренным населением, образованием населенных пунктов; найти информацию о носителях качугских фамилий, являющихся предметом моего исследования, и их миграционных маршрутах.
- Сделать сравнительный анализ фамилий прошлого и современности с точки зрения их распространенности.
- Взять интервью у носителей самых распространенных и самых редких фамилий с целью выяснения обстоятельств переселения в п.Качуг.
- Сопоставить общероссийские миграционные процессы с историями изученных мной фамилий.
Актуальность: исследование такого рода вносит свой вклад в историю родного края, расширяют знания о малой родине, побуждают к изучению своих корней, родословных, заставляют посмотреть на свой поселок, его жителей, его историю с новой точки зрения.
Методы работы: сбор информации, изучение документальных источников, краеведческой и исторической литературы, интервью, анализ и систематизация информации.
Глава 1. Качуг и его фамилии
В п.Качуг, по данным 2016 года, проживает 6,977 тыс. человек, в Качугском районе — 17,107 тыс. человек1. В 2016 году ему исполнилось 330 лет. «Самое раннее упоминание о Качуге в исторических документах, — пишет иркутский историк, уроженец Качуга А.Г.Белоусов, — относится к 1686 году» 2. По версии ученых, в том числе историка Г.Б.Красноштанова, Качуг, тогда еще деревня Качик, Качинская, была основана бирюльскими пашенными крестьянами в XVII веке. А.В.Черепанов, автор генеалогического исследования «Сибирская кровь», считает, что Качуг был основан казаками, и добавляет, что сами казаки тоже становились пашенными крестьянами, «которым земля выделялась для обработки взамен хлебного жалования» [с. 39]. В большом труде Г.Б. Красноштанова «На ленских пашнях в XVII веке» называются типичные до сих пор качугские фамилии, которые соответствовали названиям крестьянских и казачьих заимок в нескольких десятках верст вокруг Качуга. Эти и подобные им фамилии являются типичными до сих пор и в поселке, и в районе: Кистеневы, Пуляевские, Рыковы, Бутаковы, Щаповы, Шелковниковы, Толмачевы, Тимофеевы, Юшины, Козловы, Тюменцевы, Челпановы, Большедворские, Вяткины, Костромины, Костромитины и многие другие.
Исследователь сибирских старожильческих фамилий Г.М.Бутаков пишет, что фамилии типа Вяткиных, Вологжаниновых (в Качуге живут Воложаниновы, Волгины), Костороминых, Черкашиных, Литвиновых сохранили не только память об их основателях, но и о месте, откуда они прибыли: «Это потомки первопроходцев, которые по первой сибирской переписи (ревизской «сказке» начала XVII века) составляли две трети пришлого населения Восточной Сибири. Поначалу это были даже не фамилии, а обозначение места выхода человека, его малой родины» 3.
Глава 2. Наиболее распространенные фамилии п.Качуг
Оказалось, что самыми популярными на сегодняшний день в п.Качуг являются фамилии: Житовы, Зуевы, Горбуновы456.
Житовы
Эта фамилия на сегодняшний день является в Качуге самой популярной (194 носителя (не считая детей до 14 лет), 2,78 %), хотя в общероссийском масштабе считается не очень частотной. Как же эта фамилия оказалась в наших краях? «Наверное, сюда пришли казаки или крестьяне с такой «хлебной» фамилией?» — подумали мы. Изучив три тома книги «На ленских пашнях в XVII веке», я убедилась, что фамилия Житов там не упоминается. Но на 978‑й странице говорится о верхоленском конном казаке Иване Семеновиче Жидове7. В метрических книгах Николаевской церкви Качинской пристани 1764 и 1790 годов также не упоминается ни одного Житова. Нет такой фамилии и в Исповедных росписях Качугской Вознесенской церкви 1915 года89ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Исповедные росписи Качугской Вознесенской церкви за 1915 г.)[/efn_note]. То есть Житовы появились в Качуге в послереволюционное время и к 2018 году по численности заняли лидирующую позицию? Как такое могло произойти?
Я связалась с исследователем приленских фамилий А.В. Черепановым, проживающим в г.Москва. И вот что он пишет в ответ на мой вопрос:
«В книге Красноштанова не говорится о Житовых потому, что их в XVII веке вообще не было, а были Жидовы, к тому же казаки Верхоленского острога, пашни которых Красноштанов вообще почти не упоминает. Отцом же их был, вероятно, казак, что перечислен в «Книге имянной березовским служилым людям и ружейникам» первой половины 1630‑х годов с именем Семен, трудно расшифруемым отчеством (вроде, Беев) и фамилией, больше похожей на Шидова. Нынешние Житовы не только получили несколько искаженную фамилию, но и в подавляющем своем большинстве не являются прямыми потомками казаков Жидовых — основателей Жидовской деревни, а стали Жидовыми при крещении в православную веру. Они по своему первоначальному происхождению то ли буряты, то ли тунгусы»10.
Также я взяла интервью у известного в Качуге носителя этой фамилии — Анатолия Ивановича Житова (Прилож.2), местного казака, правнука по материнской линии первого атамана Иркутского казачьего войска генерал-майора П. П. Оглоблина. Он тоже сказал, что на р.Куленга (недалеко от Верхоленска), откуда он родом, носители фамилии «Житов» сами себя называли «Жидовыми». Но сам он считает, что это ошибочное, диалектное произношение, и его фамилия произошла от слова «жито»11.
Присмотримся к этой версии: качугские Житовы – это Верхоленские (куленгские) Жидовы из Жидово и других близлежащих деревень. По книге А.В.Черепанова, где приводится содержание метрических книг Белоусовской Иннокентиевской и Верхоленской Воскресенской церквей (с 1772 года)[c.285], я установила, что фамилии «Житов» действительно нет ни в одной, а фамилия «Жидов» появляется с 1777 года и ее употребление увеличивается от года к году (рождается много детей). Притом мужские фамилии сопровождаются пометой «новокрещенный», «ясашный», а девичьи фамилии невест и жен – русские, с пометой «из крестьян». Значит, верхоленские, а теперь и качугские Житовы – это все-таки потомки бурят (эвенкийских поселений там не было). Иркутский журналист К.Я.Житов, уроженец тех мест, сказал нам в интервью: «Многие из Житовых здОрово на бурят походили!» 12
Мы позволим себе предложить такую версию: у бурят много мужских имен, которые оканчиваются на «жид»: Бальжид, Гунжид, Мижид, Санжид, Хажид, Цырендыжид (все тибет.происх) и другие. Предположим, что на Куленге на месте будущей деревни Жидово стояли юрты бурята с таким именем (так, например у нас образовалась д.Куржумиха — от бур.имени Куршум – сейчас ставшая частью Качуга), бурят стал оседлым, дружил с русскими, крестился, крестил детей, женил их на русских девушках и т.д. При крещении русский священник, может быть, и давал им фамилию «Жидовы» по отцу и деду. Кому-то в конце XIX-начале XX в. фамилия могла показаться неблагозвучной и ее переделали в более понятный для русских вариант – Житовы. Как нам рассказали потомки Житовых, у них у всех были большие семьи. Когда в 60‑е — 70‑е годы стали укрупняться колхозы и совхозы, многие верхоленские деревни перестали существовать, жители массово переезжали в Качуг. Постепенно ранее неизвестная Качугу фамилия Житов стала самой распространенной. Жидовых, кстати, сейчас нет в районе ни одного.
Зуевы
В данный момент в Качуге проживает 181 взрослый носитель этой фамилии (2,59%). Фамилия входит в состав двухсот самых распространенных фамилий России 13. Изучая метрические книги Качугской Николаевской и Вознесенской церквей 1784 и 1790 годов, списки приходских советов, опубликованных в «Епархиальных ведомостях», Исповедные росписи Вознесенской церкви за 1915 год, мы сразу обратили внимание, что Зуевы встречаются чаще всего. Это и была самая распространенная фамилия, пока ее не опередила «молодая и активная» фамилия Житовы.
В книге Г.Б.Красноштанова «На ленских пашнях в XVII веке» упоминается «Пронька Тимофеев [он же Голой, он же Зуев]», «бирюльский пашенный крестьянин»14. Таким образом, одно из первых поселений русских по фамилии Зуевы – это Бирюльский куст. Также носители этой фамилии поселились недалеко от с.Манзурка, там находится деревня Зуева. По данным Качугской центральной библиотеки, «название д.Зуева произошло от первых переселенцев – Зуевых». Третья «точка дислокации» этой фамилии – деревни Малые и Большие Голы, в 12 км к востоку от Качуга. Там фамилия до сих пор является очень популярной.
Один из самых известных выходцев из д. Малые Голы, прославивший свою фамилию, — это Владимир Евсеевич Зуев (1925 – 2003), ученый-физик, Герой Социалистического труда (1985г.), академик АН СССР (1981).
Уважаемым человеком в Качугском районе был Иннокентий Григорьевич Зуев (1936 – 2018), учитель истории, Отличник народного просвещения. В своем интервью летом 2017 года он рассказал нам историю своей семьи и версию о происхождении фамилии Зуев: «Я слышал, есть такая птичка небольшая – зуек. В наших краях она не водится. Видимо, кто-то из наших предков похож был на такую птичку». Все его предки по отцовской линии жили в Малых Голах, до сих пор там стоит дом отца, обладателя Георгиевского Креста, Григория Никифоровича Зуева15.
И, наконец, четвертый пункт компактного проживания Зуевых – это сам Качуг. В метрических книгах Вознесенского храма Качуга за 1784 и 1790 годы упоминаются 24 человека с такой фамилией, это примерно 15 семей. В исповедных росписях за 1915 год — 85 семей1617ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Исповедные росписи Качугской Вознесенской церкви за 1915 г.)[/efn_note]. Зуевы участвовали в жизни церковных приходов, жертвовали свои деньги на восстановление и содержание Качугских церквей и часовен. Часть крестьян Зуевых начинала торговать хлебом и переходила в купцы. В 80‑е годы позапрошлого века на деньги состоятельного купца Зуева была построена школа18. Здание этой школы (в советское время – педучилища, сейчас – гаражей МКОУ КСОШ №1) стоит в начале ул.Первомайской, которая целиком была застроена Зуевыми, здесь были их доходные дома (это крепкие красивые строения, в них и сейчас живут люди, располагается детская библиотека, а родовом доме Зуевых – Комплексный центр социального обслуживания населения). Улица называлась «Зуевский край», или «Зуевский околоток», она выходила к тому месту, где проводилась ежегодная, известная на всю Иркутскую губернию Качугская ярмарка. На ней и по сей день живут потомки Зуевых. Наша СОШ №1 выросла из той самой «зуевской» школы 19.
Семья младшего Игнатия Зуева была разорена в 1920‑м году Нестором Каландаришвили, которому, по семейному преданию, захотелось взять «вроде любовницы» жену Игнатия – Елену. Семья с маленькими детьми бежала из Качуга на север, в живых осталась и под старость лет вернулась на родину только дочь – Любовь Игнатьевна. В июне 2018 года, работая в ГАИО, мы нашли упоминание о Зуевых в Исповедных росписях Качугской Вознесенской церкви за 1915 год, когда семейство Зуевых еще жило спокойно и благополучно, торговало хлебом, строило дома, когда они дружно посещали церковные службы, исповедовались и причащались. В 1915‑м они еще живые и ничего не знают о будущем. А мы знаем, поэтому читали лист под №13 с большим волнением: на исповеди были «Зуев Карп Игнатьевич (56 лет), жена его Марфа Максимовна, дети: Игнатий (31 год), женат 2‑м браком, Гавриил (29 лет); вторая жена Игнатия – Елена Петровна (22 года), дочь их Любовь (3 года). Рядом пометка: «У исповеди по малолетству не была» 20.
Горбуновы
Эта русская фамилия стоит на третьем месте по частотности в нашем поселке (132 носителя, 1,89%). Как же эта фамилия оказалась в п.Качуг? Ссылаясь на книгу Г.Б.Красноштанова «На ленских пашнях в XVII веке», мы можем утверждать, что носители этой фамилии оказались в наших краях не позднее XVII века. В документах Бирюльской волости говорится «о новоприборных вольных людях, построенных в пашенные крестьяне в тягло, среди которых был Тимошка Петров сын Горбун»21. По данным коммерческого интернет-проекта «Лаборатория «Родственники», «род Горбуновых в Качугском районе насчитывает с 1620 – 2013 гг. — 4380 персон и имеет одно общее древо от Петра (видимо, отца Тимофея Горбуна – А.Г.)» 22. Для того, чтобы узнать, связаны ли как-то Горбуновы, проживающие в п.Качуг с бирюльскими Горбуновыми, я опросила носителей этой фамилии.
Н.В.Горбунов (Прилож. 4), мастер-берестянщик и преподаватель детской художественной школы, проживает в поселке Качуг с 1999 года. Он рассказал мне, что является уроженцем деревни Косогол близ села Бирюлька, он утверждает, что в деревне все Горбуновы были друг другу родственниками. Николай Владимирович переехал в Качуг в связи с потерей работы в родной деревне. Большую распространенность своей фамилии Николай Владимирович объясняет многодетностью семей. В семье дедушки и бабушки было 8 детей, у отца, Владимира Васильевича, 5 детей (Николай – старший), у самого Николая Владимировича – 6 детей23.
Учительница младших классов МКОУ КСОШ №1 Надежда Николаевна Горбунова родилась в 1970 году уже в Качуге. Она рассказала, что ее отец, Николай Елизарович Горбунов, родился в деревне Болото, что недалеко от Бирюльки, и переехал в наш поселок тоже в поисках работы. Корни всех остальных опрошенных мной жителей с фамилией Горбунов также оказались из Бирюльского куста2425.
Таким образом, я могу сделать вывод, что фамилия «Горбунов» пришла в Качуг из Бирюльки и близлежащих деревень. Самыми главными причинами переезда семей в Качуг послужили укрупнение коллективных хозяйств, распад мелких колхозов, вымирание деревень в 70‑е – 80‑е годы, отсутствие работы в 90‑е. В Качуге же до 90‑х годов работали Судоверфь, маслозавод, филиал релейного завода, мебельная фабрика и т.д. И даже в период распада экономики в перестроечные и послеперестроичные годы, закрытия почти всех предприятий — в районном центре работу найти было легче.
Глава 3. Редкие фамилии п.Качуг
Нам показалось не менее интересным рассмотреть и самые редкие фамилии Качуга, ведь они тоже могут о чем-то рассказать. Для этого выявили фамилии, численность носителей которых ограничивается одним человеком. Таких оказалось немало. Я составила список этих фамилий, проанализировала и пришла к выводу, что их можно условно разделить на 3 группы. Каждая отражает определенный миграционный процесс:
- Женщина, уроженка Качуга или Качугского района, получает фамилию мужа, который не является жителем этих мест. Дети вырастают, разъезжаются, муж умирает, и женщина с редкой для Качуга фамилией живет одна. Это типично для советского периода, когда расширились возможности общения, получения образования, приобретения новых профессий, переезда на новое место жительства, особенно для молодого поколения (самая многочисленная группа).
- Выпускник вуза приезжает в незнакомое место по распределению и закрепляется здесь. Если это девушка и она не вышла замуж или не поменяла фамилию при замужестве, то она иногда остается единственным ее носителем (самая небольшая по численности группа).
- После распада СССР в РФ мигрируют представители прежних союзных республик: в целях безопасности или заработка. Появляются армянские, грузинские, чеченские, таджикские фамилии, очень непривычные для сельской местности. Если глава семьи приехал один, семья осталась на родине, то он тоже будет являться единственным ее носителем (средняя по численности группа).
Зябликова
В нашем поселке живет Валентина Иннокентьевна Зябликова. Ее девичья фамилия Иванова. Она родилась в деревне Атанкон (сейчас такой нет) недалеко от с.Бирюлька в 1934 году, а уже в 1935-ом семья переехала в Качуг, где отец построил дом. А уехали, «потому что ужи были, змеи и гадюки». Закончила Качугскую школу, работала в райкоме комсомола. Затем ее отправили в Иркутск на трудовые и музыкальные курсы. Замуж выходила два раза. Про своего второго мужа она рассказывает: «Он был Зябликовым. Его звали Виул Евгеньевич. Виул – это Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Это в честь Ленина ему имя дали. Он был Виулка, так его звали, Зябликов. Фамилия такая произошла из Кулусутая из Читы(…) Тридцать девять лет мы с ним вместе прожили»26. После 20-ти лет жизни в Якутии семья Зябликовых перебралась в Мегет. Здесь Валентина Викторовна 15 лет проработала директором школы. А через два года ей пришлось вернуться в Качуг. Сначала умер сын, а в 1998 году, когда она сама попала в больницу, из-за сильных переживаний за жену умер Виул Евгеньевич. Валентина Иннокентьевна осталась одна, приехала сестре в Качуг, и так живет здесь уже 20 лет, нося фамилию своего покойного мужа.
Шпейзер
Эта фамилия может иметь как германское, так и еврейское происхождение. С 1982 года в Качуге проживает прекрасный врач Елена Григорьевна Шпейзер (1957 г.р.), которая рассказала мне, что приехала в Качуг по распределению, окончив Иркутский мединститут, а затем ординатуру в областной больнице в 1981 году. Работа по распределению — это практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определённый срок как для самого выпускника, так и для работодателя, такая практика имела место в СССР, где и появился сам термин «распределение». Многие, особенно городские, приехавшие в деревню, через три года уезжали, а кто-то, как Елена Григорьевна, оставался навсегда. Она вполне могла остаться в Иркутске или даже уехать в Израиль (как ее брат, тоже врач), но она этим не воспользовалась. Дело в том, что отец молодого врача был очень известным человеком: кандидат химических наук, профессор Григорий Моисеевич Шпейзер, всю жизнь проработал в Иркутском Государственном университете, был заведующим кафедрой Межвузовской региональной лабораторией экологических исследований, исполнительным директором кафедры водных ресурсов ЮНЕСКО при ИГУ, профессором Российской Академии Естествознания. Но отговаривать дочь от переезда в Качуг не стал: такое было воспитание в этой семье. Елена Григорьевна – человек с открытой душой и добрым сердцем. 16 лет назад она стала опекуном двух мальчиков – братьев Ефимовых, брошенных родной матерью. Сейчас Илья служит в армии, Женя заканчивает 9 класс нашей школы. На вопрос о распределении в Качуг, затянувшемся на 36 лет, Елена Григорьевна ответила так: «История никогда не знает сослагательного наклонения. А вот если бы я не приехала, то что бы было? Я никогда об этом не думаю. Все к лучшему»27.
Шихабов
Это чеченская фамилия, произошла от арабского имени Шихаб, что в переводе означает «падающая звезда, метеор». Носителем этой фамилии в наших краях является Шихабов Салман Сайд-Хусейнович (1961 г.р.) – тренер, чемпион России и мира по рукопашному бою среди ветеранов, мастер спорта России. В поселке Качуг он проживет не так давно, около семи лет, до этого не раз приезжал сюда, жил короткое время. Родился Салман Сайд-Хусейнович в Чеченской республике в районе Самашкинской станции. Когда учился в школе, ездил в Грозный с седьмого класса, чтобы заниматься боксом. Там же занимался дзюдо и вольной борьбой. Получил спортивное звание Мастера спорта. С 16 лет Салман Сайд-Хусейнович начал работать строителем в Тюменской области. Работал в бригаде своего дяди. Отслужил в армии и снова вернулся в Тюмень. В 1986 году первый раз приехал в Качуг помочь своему брату-строителю. Потом уехал в Липецк, получил педагогическое образование, работал в школе. Вернулся в Чечню. 2005 году его ученики стали чемпионами мира. В 2012 году он окончательно переехал в наш поселок, зарабатывает работой тренера в ДЮСША и по совместительству в лесодобывающей компании. Деньги отправляет в Чечню семье.
Семья Салмана Сайд-Хусейновича хранит память о своих корнях и передает знание своего рода от отца к сыну. Она произошла от имени дедушки: «Деда Шихаб звали. У него много детей было, 12 сыновей, и оттуда фамилию дали — Шихабов. А у него раньше была другая фамилия. Это при Советском Союзе ее поменяли. В 1944 году вся Чеченская республика была депортирована в Казахстан, и там поменяли все. Старший отец – Шихаб, значит семья Шихабовых»28. Как утверждает Салман Сайд-Хусейнович, раньше фамилия была другая – Кахировы. Последним, кого еще помнят в семье, был дед Ахмат (пятое колено). Он переселился на Аргунскую землю из Шатойского района в Чечне. И сейчас в семье Шихабовых Аргунская земля считается их родовым гнездом.
На вопрос: «Почему вы решили остаться именно в Качуге?» — он ответил: «Все сверху идет. Кому где суждено, там и будут. Сколько ему отмерено, никто не знает. И что я в Качуге буду жить, сам не думал. Иногда с города едешь и думаешь: как в такую даль занесло?» Качугские воспитанники Салмана защищают честь района на самых престижных соревнованиях. Мы гордимся, что у нас есть такой замечательный тренер – высочайшего класса, настоящий мастер своего дела!
Заключение
Итак, изучив 6 фамилий Качуга (3 самые распространенные и 3 самые редкие) с точки зрения внутренней миграции населения, я пришла к следующим выводам:
- Самые частотные фамилии являются местными страрожильческими фамилиями, имеют русское окончание –ов(-ев), две из них (Зуев и Горбунов) «пришли» в Сибирь вместе с русскими переселенцами, одна (Житов) произошла или от казачьей фамилии Шидов, или от бурятской Жидов, по нашей версии, от бурятского имени с тибетской морфемой «жид».
- Миграция носителей частотных качугских фамилий из деревень в районный центр относится, в основном, к середине XX в., ее причинами является:
- укрупнение коллективных хозяйств;
- распад мелких колхозов;
- вымирание деревень в 70‑е – 80‑е годы;
- отсутствие работы на периферии в 90‑е годы.
- Если до XX в миграция была связана с реформами, ссылкой и освоением новых земель, то в советское и постсоветское время на этот процесс влияли:
- Расширение свободы перемещения, преодоление патриархальной замкнутости в выборе места жительства (с 50‑х гг);
- Практика распределения выпускников вузов (вынужденная миграция);
- Поиск работы и безопасного для проживания места представителей республик бывшего СССР в 1990‑е, 2000‑е годы (вынужденная миграция).
Так в Качуг попали редкие по распространенности, непривычные фамилии.
- Статистические данные Качугского отдела ЗАГС
- Белоусов А.Г. Верхоленье.Качуг. Страницы истории. – Иркутск: Издательский центр «Сибирь», 2013. – 271с.
- Бутаков Г. М. Спросил Новик у Годовика (происхождение сибирских старожильческих фамилий): сайт. – URL: http://irkipedia.ru/content/onomastika_proishozhdenie_sibirskih_starozhilcheskih_familiy (дата обращения 18.01.2019);
- Статистические данные УФМС Качугского района Иркутской области за 2016 – 2018 годы;
- Статистические данные Территориальной избирательной комиссии за 2016 ‑2018 годы;
- Статистические данные Качугского отдела ЗАГС;
- Красноштанов Г.Б. На ленских пашнях в XVII веке» (Документальное повествование) Москва: «Древлехранилище», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
- ГАИО, Ф.50, оп.1, д.240. (Книга Метрическая Иркутской Духовной Консистории Качинской пристани Николаевской церкви за 1784 г.)
- ГАИО, Ф.50, оп.1, д.475. (Метрическая книга Качинской пристани Николаевской церкви на 1790 г.)
- Ответное письмо от А.В. Черепанова, экономиста, руководителя «Проекта национального развития», автора книги «Сибирская кровь» (г.Москва);
- Интервью с Анатолием Ивановичем Житовым (Качуг, 2018г.);
- Интервью с К.Я Житовым (Иркутск, уроженец с.Верхоленск, 2019г.)
- Планета имен и фамилий: сайт. – URL: http://imja.name/familii/pyatsot-chastykh-familij.shtml (дата обращения 22.01.2019);
- Красноштанов Г.Б. На ленских пашнях в XVII веке» (Документальное повествование) Москва: «Древлехранилище», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
- Интервью с И.Г.Зуевым (с.Харбатово, 2017г.);
- ГАИО, Ф.50, оп.1, д.240. (Книга Метрическая Иркутской Духовной Консистории Качинской пристани Николаевской церкви за 1784 г.)
- ГАИО, Ф.50, оп.1, д.475. (Метрическая книга Качинской пристани Николаевской церкви на 1790 г.)
- Кодрян В. Школа, ты не старишься! – Ленская правда. – 2012г. — №16, с 5.
- Шеметова Дарья. Их именами не названы улицы/История верхнеленского купечества//Научно-исследовательская работа. – Качуг, МКОУ КСОШ №1, 2017г.
- ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Исповедные росписи Качугской Вознесенской церкви за 1915 г.)
- Красноштанов Г.Б. На ленских пашнях в XVII веке» (Документальное повествование) Москва: «Древлехранилище», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
- Интернет-проект «Лаборатория «Родственники»: сайт. – URL: rodirkutsk.ru (дата обращения 10.02.2019);
- Интервью с Николаем Владимировичем Горбуновым (Качуг, 2019г.)
- Интервью с Г.Н.Горбуновой (Качуг, 2018г.);
- Интервью с Н.Н. Горбуновой (Качуг, 2019г.);
- Интервью с Валентиной Иннокентьевной Зябликовой (Качуг, 2018г.);
- Интервью с Еленой Григорьевной Шпейзер (Качуг, 2018г.);
- Интервью с Салманом Сайд-Хусейновичем Шихабовым (Качуг, 2019г.);