Автор:

portrait

Черепанов Андрей Владимирович

 

18 февраля 1945 г. у небольшого городка в Восточной Пруссии под названием Мельзак (ныне это польский Пененжно) погиб командующий 3-м Белорусским фронтом Иван Данилович Черняховский, дважды Герой Советского Союза, самый молодой генерал армии, по праву уважаемый за свой высочайший воинский талант и сбережение солдатских жизней.

За прошедшие с той даты 75 лет историкам так и не удалось полностью открыть тайну его смертельного ранения, установить, из какого орудия – вражеского или своего – был выпущен роковой снаряд, разорвавшийся рядом с автомобилем командующего. Оставалось покрытой тайной и происхождение Ивана Черняховского. Многочисленные мемуаристы публиковали лишь место и дату его рождения и еще имена и отчества его родителей, оставляя повод для домыслов – был он по национальности украинцем, как указывал в официальных документах, либо евреем, как якобы иногда сам же намекал. Но, главное, его дошедшая до нас родословная история оказывалась совсем уж куцей, не достойной прославленного полководца.

Лично меня заняться исследованием происхождения Ивана Даниловича Черняховского сподвигла семейная легенда о том, что он имел родственные связи и в молодости дружил с моим дедом по материнской линии Федором Александровичем Куликовским. Такое вполне могло быть, ведь они оказались почти ровесниками и оба жили на юге Киевской губернии – Иван, согласно анкетным данным, в селе Оксанина Уманского уезда, а Федор – на расстоянии менее сотни верст, в селе Скибин Таращанского уезда (ныне это соответственно Уманский и Жашковский районы Черкасской области Украины).

В ходе исследования мне пришлось подробно ознакомиться с несколькими сотнями дел, содержащих церковные метрические книги, исповедные росписи и ревизские переписи Киевской губернии. Они хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Украины, государственных архивов Киевской и Черкасской областей, но в большинстве своем оцифрованы и размещены в свободном онлайн доступе. Нет особых проблем и в ознакомлении с описями дел для поиска требуемых в конкретных исследованиях – они также размещены на сайтах архивов и разнообразных интернет-форумов. И в такой организации массовой доступности архивных материалов – серьезное и крайне полезное достижение Украины (к слову: по своему большому опыту родословных исследований, вынужден констатировать, что Российская Федерации в открытости архивов позорно отстает).

Однако скажу сразу: мне не удалось подтвердить или опровергнуть верность места рождения Ивана Даниловича Черняховского, а состоялось оно, по официальным данным, 16(29) июня 1906 г., по мнению мемуаристов – годом позже. Хотя и сохранилось несколько метрических книг Воздвиженской церкви села Оксанина начала XX-го века, включая книгу за 1906 г., но каких-либо записей в них о Черниховских вообще не обнаружено. Не было их и в многочисленных сохранившихся до наших дней исповедных росписях церкви. Числились же в них в основном владельческие подданые (крепостные), а после отмены крепостного права – сельские обыватели или крестьяне с привычными украинскими фамилиями.

Между тем, если оксанинские Черняховские действительно были украинцами, то наверняка православными, прихожанами вышеназванной церкви, которая, по законам Российской империи должна была вести записи о рождениях, бракосочетаниях и смертях по всему своему приходу. Впрочем, судя по метрическим книгам 1906-1908 гг. близлежащих к Оксанина костелов Уманского уезда, Черняховских не было и среди католиков, к которым в те времена принадлежало большое число местных жителей польских кровей. Иудеи же в селе тогда вообще не жили. Из таких обстоятельств напрашивался вывод о том, что родословные корни Ивана Черняховского надо искать не в Оксанине. Тогда, может, в Скибине?

И, действительно, при составлении родословного древа моего деда я часто встречал фамилию Черняховских. Причем, что важно: несмотря на понесенные в этих местах великие потери в период Гражданской и Второй мировой войн, метрические книги церкви Святой великомученицы Параскевы того села с 1783 по 1921 гг. сохранились почти полностью, и нет особого труда воссоздавать по ним фамильные истории. Однако среди скибинских Черняховских не было ни родителей Ивана Даниловича – Данила (Даниила) Николаевича и Марии Людвиговны, – ни его деда Николая.

Я уже хотел было бросить эту идею, ведь поиск «нужных» Черняховских по нескольким сотням поселений южной части Киевской губернии грозил занять многие месяцы, и вовсе не факт, что оказался бы успешным. Но, к счастью, помог интернет-портал «Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов», в именных списках которого числится Черниховский Трофим Николаевич, служивший рядовым солдатом в 59-м пехотном Люблинском полку и пропавший без вести в мае 1915 г. Место его рождения: Киевская губерния, Таращанский уезд, Жашковская волость, с. Багва. И, как выяснилось, такой населенный пункт – деревня Багва – когда-то был (не путать с ныне существующим одноименным селом в Маньковском районе Черкасской области!).

А располагался он всего-то в 5-ти верстах по прямой от Скибина на небольшой речушке напротив села Тетеревка (в 1958 г. к нему административно присоединен). Последующее подробное изучение метрических книг и исповедных росписей местной Михайловской церкви (храма Святого архистратига Михаила) показало, что пропавший без вести солдат Трофим Николаевич был Ивану Даниловичу Черняховскому родным дядей, а несколько поколений их предков состояли прихожанами именно этого религиозного учреждения.

Деревня Багва известна с древности тем, что под ней в январе 1655 г. произошло сражение объединенного войска гетмана Богдана Хмельницкого и москвитян под предводительством боярина Василия Шереметьева, с одной стороны, с польскими, татарскими и немецкими войсками, с другой. И тогда, благодаря своей смелости и воинскому искусству, а также неожиданно сильному морозу, украинско-русские воины сумели выдержать натиск противника, имевшего трехкратное численное преимущество, и вырваться из окружения. Еще через ту деревню когда-то проходила главная дорога из Киева в Крым.

Собственной церкви Багва не имела, и ее православные жители с момента построения в 1768 г. деревянной Михайловской церкви в Тетеревке проходили в ней обряды крещений, венчаний и отпеваний, в ней же причащались и исповедовались.

До наших дней дошли метрические книги той церкви 1771-1922 гг. почти в полном составе (нет их лишь за 1817, 1876, 1902, 1916, 1920 и 1921 гг.), имеется и более полусотни исповедных росписей 1802-1865 гг. с перечнями семей прихожан отдельно по Тетеревке и Багве. По ним, Черняховские изначально числились багванскими шляхетными, или шляхтичами, а с 1840-х гг. – однодворцами и, значит, наверняка были выходцами из польских дворян, имевших ратные заслуги и исстари поселившихся на дарованных им землях правобережной части Украины.

Интересно, что в сохранившихся метриках Михайловской церкви за XVIII век записи на русском языке довольно часто перемешаны с латиницей. К тому же они относятся как к православным жителям Тетеревки и Багвы, так и к католикам, и среди багванских шляхтичей в них приведены представители лишь польских фамилий: Белецкие, Волицкие, Врублевские, Голембиовские, Журавские, Косовские, Лановские, Манковские, Ростовские, Сведерские, Сикорские, Яновские и другие. А вот прихожане, относящиеся к «посполитию», имели привычные нам сегодня украинские фамилии. Судя по всему, были они тогда крепостными крестьянами.

Самое древнее упоминание Черняховских в сохранившихся метриках Михайловской церкви села Тетеревка относится к 1789 г., когда у Семиона Черниховского, а он прапрапрадед (трижды прадеда) Ивана Даниловича, родился сын Гаврила. В 1796 г. под той же фамилией была крещена их дочь Мария, а другая дочь – Марфа – под ней же пришла на обряд венчания с багванским шляхтичем Яковом Беленским. А вот в начале 1790-х гг., когда Семен стал восприемником (крестным отцом) одного из младенцев и когда крестили уже его сына Ивана, он дважды записывался в метриках под несколько иной фамилией – Чернявский.

Чернявским был еще один шляхтич из Багвы, вероятно, его брат – Матвей, в семье которого в 1792 и 1795 гг. рождались дети. Но семейство этого Матвея не отмечено в исповедных росписях Михайловской церкви начала XIX века наверняка потому, что относилось к католикам.

Семен же Черняховский был православным и, скажем, в 1807 г. только он в возрасте 46-ти лет с женой Анастасией, младшей его на 5 лет, и двумя детьми, а также с семьями Якова Беленского и Иоана Грабовского (всего 11 человек) оказались в шляхетной части исповедной росписи по жителям Багвы. В постолитной же части той росписи – 205 крестьян.

Из более поздних росписей видно, что Семен Черняховский носил отчество Тимофеевич, однако родился и жил ли в Багве его отец Тимофей, приходящийся Ивану Даниловичу Черняховскому четырежды прадедом, осталось неизвестным. Впрочем, не исключено, что он – багванский шляхтич Тимофей Предок, либо Тимофей Старый, один из которых умер в 1773 г., другой – восемь лет спустя.

А сам Семен Тимофеевич Черняховский ушел из жизни, вероятно, в 1819 г., за который метрическая книга сохранилась, но не оцифрована и поэтому ознакомиться с ней мне не удалось. Не удалось выяснить и девичью фамилию его жены Анастасии Павловны. Между тем, по обычаям тех времен, она наверняка тоже была польских кровей.

Прапрадед нашего прославленного генерала армии Гавриил родился в Багве 3 апреля 1789 г. (здесь и далее даты метрических записей даны по старому стилю), в исповедных росписях иногда приводился также под именем Лаврентий. 14 февраля 1815 г. он был повенчан с Марьямной Ивановной, дочерью Анны Добровольской – как полагаю, матери католика Томаша (Тимофея), жившего в 1838 г. со своей семьей в Багве, и бабушки Лукии Тимофеевны, ставшей в 1870-х или 1880-х гг. женой однодворца из Скибина Казимира (Кузьмы) Черняховского. В результате Черняховские и Добровольские породнились как минимум дважды.

В браке же Гавриила и Марьямны Черняховских родились сыновья Василий (умер во младенчестве) и Лука, дочери Устинья и Мария. Может, были и другие дети, однако записи о них попали в метрические книги 1817-1839 гг., которые в своем подавляющем большинстве не оцифрованы.

После смерти в период между 1828 и 1833 гг. своей первой жены Гавриил венчался с Александрой Максимовной, чья девичья фамилия не установлена. Была она почти на два десятка лет младше своего мужа и в исповедные росписи и метрические книги записывалась также под именами Евфросинии Максимовны и Александры Михайловны. В этом браке были рождены Фекла, еще один Василий, Захарий, Федор и еще одна Мария, но первые трое из них не дожили до совершеннолетия. А вот двое оставшихся связали себя с военной службой: Федор назван в 1858 г. солдатом Житомирского пехотного полка и считался солдатом вплоть до своей смерти в 1904 г., Мария была женой солдата конного полка Варлаама (Авраама) Ивановича Бондарчука.

Однодворец Гавриил Черняховский умер 10 июля 1848 г. от холеры, немного не дожив до своего 60-тилетия.

Лука, прадед Ивана Даниловича Черняховского, по всей вероятности, родился в Багве в 1817 г. Происхождение его первой жены Феодосии Стефановны, появившейся на свет около 1826 г. и умершей в 1865 или 1866 г., в ходе исследования не определено, однако известно, что в их браке рождены сыновья Иван, Николай и Василий (умер младенцем), дочери Феодосия и Надежда.

Осенью 1866 г. состоялось второе венчание однодворца Луки Гаврииловича Черняховского – на сей раз со вдовой из села Кривец Уманского уезда сорокалетней однодворкой Марией Игнатьевой Костецкой. В том браке детей не было, а 17 января 1882 г. «деревни Багвы крестьянин из однодворцев» Лука Гавриилович Черняховский умер в возрасте 65-ти лет «по старости».

Метрика о рождении Николая, деда Ивана Даниловича, не обнаружена, но, судя по приведенному в исповедной росписи 1865 г. возрасту, появился он на свет в самой середине XIX века. Имеется запись от 6 октября 1870 г. о его бракосочетании с однодворкой Багвы Анной «Ордиевой», которая оставляет загадки, ведь в том же 1865 г., да и прежде в Багве не было жителей с такой или близкой к ней фамилией, не было и однодворцев с именем Гордей, чьей дочерью могла оказаться Анна. Поэтому мне пришлось потратить уйму времени на изучение разнообразных версий, прежде чем прийти к однозначному выводу о том, что жена Николая Лукича, она же – бабушка Ивана Даниловича Черняховского, родилась 3 февраля 1851 г. у жителя приселка Багва Гордея Гаврииловича Пухирчука и его жены Софии Ивановной – крестьян помещика Михаила Покривницкого.

Интересно, что восприемниками новорожденной (крестными отцом и матерью) стали багванские однодворцы Василий Францович Бризицкий и Соломония Васильевна Ривиковская. Еще интереснее то, что на состоявшемся за 18 лет до того венчании помещичьих крестьян Гордея Гаврииловича Пухиря и Софии, дочери Ивана Иванюка, поручителем (свидетелем) по жениху выступил дворянин Франк Иванович Тишкевич. Это предполагает близкое родство крестьян Гордея, Софии или их обоих с представителями более высоких сословий.

Не буду здесь вдаваться в совсем уж подробные детали происхождения родителей Анны Гордеевны и родителей их родителей, но скажу, что фамилия Софии Ивановной, ее детей от брака с Гордеем Пухирем (Пухирчуком) и позднее рожденных от нее внебрачных детей постепенно модифицировалась в Бондарчуки и закрепилась за их потомками.

В семье однодворца, затем – крестьянина Николая Лукича Черняховского и его жены Анны Гордеевны были рождены сыновья Даниил, Александр, Иоанн, Алексей и Трофим, дочери Мария, Афанасия, Ольга и Екатерина. Однако в 1889 г. сначала малолетний Алексей, через три дня – Афанасия умерли от дифтерита, в 1898 г. от крупа – Екатерина, в 1899 г., через полгода после собственной свадьбы, от чахотки – Мария, в 1905 г. от простуды – Ольга.

Сама Анна Гордеевна ушла из жизни 18 декабря 1906 г. в возрасте 55-ти лет «от старости», Николай Лукич – позднее, но когда точно, выяснить не удалось.

Даниил, отец Ивана Черняховского, появился на свет 10 декабря 1872 г., а 29 мая 1900 г. состоялось венчание багванских крестьянин Даниила Николаевича Черняховского и Марии Людвиговны Белинской. В августе того же года у них родилась дочь Анна. Метрические записи Михайловской церкви о рождении других детей этой семьи не обнаружены, но, по записям о восприемниках и поручителях, Даниил Черняховский вплоть по октябрь 1909 г. числился крестьянином деревни Багва, а не, к примеру, села Оксанина.

Рожденный около 1840 г. Людвиг Белинский – дед Ивана Даниловича Черняховского по материнской линии был по вероисповедованию католиком. Но, в отличие от семей своих старших братьев, его жена и дети исповедовали православие.

Первая же из обнаруженных метрических записей о багванских Белинских, приводимых также как Билинские и Белецкие, внесена Михайловской церковью еще 19 января 1783 г., когда венчался Марцын Беленский с паною Анастасией, дочерью Василия Сведерского. 18 сентября 1793 г. у них родился сын Михаил, который и стал отцом Людвига, вероятно, в 1840 г. (согласно метрической книги костела с. Ставищи, Михаил Марцынович прожил почти 82 года и умер вдовцом 2 июля 1875 г. в Багве).

Венчание багванского однодворца Людвига Михайловича Былинского, римско-католического исповедования, с жительницей села Тетеревки 20-тилетней однодворкой Параскевой Потапиевой Клисаковской (Клинковской), пришлось на 21 января 1868 г. Интересно отметить, что у невесты был брат Василий, ставший дедом еще одного героического выходца из здешних мест – Героя Советского Союза Александра Кузьмича Клинковского, командира батальона, майора, отличившегося при освобождении Крыма и умершего 6 декабря 1943 г. от тяжелого ранения. Значит, Александр Клинковский с Иваном Черняховским были троюродными братьями, ведь имели общего предка – прадеда Потапия Клинковского (села Тетеревки однодворец Потап Степанович Кленковский умер 21 мая 1867 г. от простуды в возрасте 39-ти лет).

В семье Людвига и Параскевы Белинских были рождены сначала дочери – две Татьяны, Дарья, Марфа и Мария, затем сыновья – Василий, Гавриил, Самсон, Михаил, Петр, но за несколько дней февраля 1889 г. друг за другом все три их средних сына, 2-х, 4-х и 6-ти лет, умерли от дифтерита.

Дата смерти Людвига Михайловича Белинского осталась неизвестной. А его вдова Параскева Потапиевна ушла из жизни 27 февраля 1919 г., почти одновременно со своими зятем и дочерью – родителями Ивана Даниловича Черняховского. Который, как мы теперь знаем, имел преимущественно польские корни и, получается, погиб он при освобождении от фашистов как Европы в целом, так и конкретно – родных земель своих далеких предков.

Обсудить на форуме

Истоковед Форумы Генерал армии Иван Черняховский: родословная великого полководца

Создать новую тему
Ваша информация: