Автор:

уче­ни­ца 11 клас­са Муни­ци­паль­ное казен­ное
обще­об­ра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние Качуг­ская сред­няя обще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла №1

Руко­во­ди­тель:

учи­тель рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры
МКОУ Качуг­ская СОШ №1

О фами­ли­ях При­ле­нья писа­ли немно­го, а ведь они могут дать доста­точ­но инфор­ма­ции для кра­е­вед­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Фами­лии мож­но изу­чать с раз­ных точек зре­ния: линг­ви­сти­ки, в том чис­ле эти­мо­ло­гии, гене­а­ло­гии, мигра­ци­он­ных про­цес­сов и даже аст­ро­ло­гии. Я оста­но­ви­лась на пред­по­след­нем.
Объ­ек­том мое­го иссле­до­ва­ния ста­ли фами­лии п.Качуг.

Пред­ме­том – самые рас­про­стра­нен­ные и самые ред­кие фами­лии жите­лей п.Качуг как отра­же­ние мигра­ци­он­ных про­цес­сов. Бра­лись ста­ти­сти­че­ские дан­ные 2016 – 2018 годов (УФМС в Качуг­ском рай­оне Иркут­ской обла­сти, Тер­ри­то­ри­аль­ной изби­ра­тель­ной комис­сии, Качуг­ско­го отде­ла ЗАГС).

Цель: изу­чить 3 самые рас­про­стра­нен­ные и 3 самые ред­кие фами­лии п.Качуг Иркут­ской обла­сти с точ­ки зре­ния внут­рен­ней мигра­ции населения.

Зада­чи:

  1. Обра­тить­ся в госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния, зани­ма­ю­щи­е­ся фик­са­ци­ей чис­лен­но­сти насе­ле­ния, реги­стра­ци­ей граж­дан: УФМС в Качуг­ском рай­оне Иркут­ской обла­сти, Тер­ри­то­ри­аль­ную изби­ра­тель­ную комис­сию, Качуг­ский отдел ЗАГС) с целью выяв­ле­ния трех самых рас­про­стра­нен­ных и трех самых ред­ких фами­лий Качуга.
  2. Изу­чить исто­ри­ко-кра­е­вед­че­скую лите­ра­ту­ру, доку­мен­ты, свя­зан­ные с исто­ри­ей засе­ле­ния При­ле­нья рус­ски­ми в XVII – XIX веках, их вза­и­мо­дей­ствию с мест­ным корен­ным насе­ле­ни­ем, обра­зо­ва­ни­ем насе­лен­ных пунк­тов; най­ти инфор­ма­цию о носи­те­лях качуг­ских фами­лий, явля­ю­щих­ся пред­ме­том мое­го иссле­до­ва­ния, и их мигра­ци­он­ных маршрутах.
  3. Сде­лать срав­ни­тель­ный ана­лиз фами­лий про­шло­го и совре­мен­но­сти с точ­ки зре­ния их распространенности.
  4. Взять интер­вью у носи­те­лей самых рас­про­стра­нен­ных и самых ред­ких фами­лий с целью выяс­не­ния обсто­я­тельств пере­се­ле­ния в п.Качуг.
  5. Сопо­ста­вить обще­рос­сий­ские мигра­ци­он­ные про­цес­сы с исто­ри­я­ми изу­чен­ных мной фами­лий.
    Акту­аль­ность: иссле­до­ва­ние тако­го рода вно­сит свой вклад в исто­рию род­но­го края, рас­ши­ря­ют зна­ния о малой родине, побуж­да­ют к изу­че­нию сво­их кор­ней, родо­слов­ных, застав­ля­ют посмот­реть на свой посе­лок, его жите­лей, его исто­рию с новой точ­ки зрения.

Мето­ды рабо­ты: сбор инфор­ма­ции, изу­че­ние доку­мен­таль­ных источ­ни­ков, кра­е­вед­че­ской и исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры, интер­вью, ана­лиз и систе­ма­ти­за­ция информации.

Гла­ва 1. Качуг и его фамилии

В п.Качуг, по дан­ным 2016 года, про­жи­ва­ет 6,977 тыс. чело­век, в Качуг­ском рай­оне — 17,107 тыс. чело­век1. В 2016 году ему испол­ни­лось 330 лет. «Самое ран­нее упо­ми­на­ние о Качу­ге в исто­ри­че­ских доку­мен­тах, — пишет иркут­ский исто­рик, уро­же­нец Качу­га А.Г.Белоусов, — отно­сит­ся к 1686 году» 2. По вер­сии уче­ных, в том чис­ле исто­ри­ка Г.Б.Красноштанова, Качуг, тогда еще дерев­ня Качик, Качин­ская, была осно­ва­на бирюль­ски­ми пашен­ны­ми кре­стья­на­ми в XVII веке. А.В.Черепанов, автор гене­а­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния «Сибир­ская кровь», счи­та­ет, что Качуг был осно­ван каза­ка­ми, и добав­ля­ет, что сами каза­ки тоже ста­но­ви­лись пашен­ны­ми кре­стья­на­ми, «кото­рым зем­ля выде­ля­лась для обра­бот­ки вза­мен хлеб­но­го жало­ва­ния» [с. 39]. В боль­шом тру­де Г.Б. Крас­но­шта­но­ва «На лен­ских паш­нях в XVII веке» назы­ва­ют­ся типич­ные до сих пор качуг­ские фами­лии, кото­рые соот­вет­ство­ва­ли назва­ни­ям кре­стьян­ских и каза­чьих заи­мок в несколь­ких десят­ках верст вокруг Качу­га. Эти и подоб­ные им фами­лии явля­ют­ся типич­ны­ми до сих пор и в посел­ке, и в рай­оне: Кисте­не­вы, Пуля­ев­ские, Рыко­вы, Бута­ко­вы, Щапо­вы, Шел­ков­ни­ко­вы, Тол­ма­че­вы, Тимо­фе­е­вы, Юши­ны, Коз­ло­вы, Тюмен­це­вы, Чел­па­но­вы, Боль­шед­вор­ские, Вят­ки­ны, Костро­ми­ны, Костро­ми­ти­ны и мно­гие дру­гие.
Иссле­до­ва­тель сибир­ских ста­ро­жиль­че­ских фами­лий Г.М.Бутаков пишет, что фами­лии типа Вят­ки­ных, Волог­жа­ни­но­вых (в Качу­ге живут Воло­жа­ни­но­вы, Вол­ги­ны), Косто­ро­ми­ных, Чер­ка­ши­ных, Лит­ви­но­вых сохра­ни­ли не толь­ко память об их осно­ва­те­лях, но и о месте, отку­да они при­бы­ли: «Это потом­ки пер­во­про­ход­цев, кото­рые по пер­вой сибир­ской пере­пи­си (ревиз­ской «сказ­ке» нача­ла XVII века) состав­ля­ли две тре­ти при­шло­го насе­ле­ния Восточ­ной Сиби­ри. Пона­ча­лу это были даже не фами­лии, а обо­зна­че­ние места выхо­да чело­ве­ка, его малой роди­ны» 3.

Гла­ва 2. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные фами­лии п.Качуг

Ока­за­лось, что самы­ми попу­ляр­ны­ми на сего­дняш­ний день в п.Качуг явля­ют­ся фами­лии: Жито­вы, Зуе­вы, Гор­бу­но­вы456.

Жито­вы

Эта фами­лия на сего­дняш­ний день явля­ет­ся в Качу­ге самой попу­ляр­ной (194 носи­те­ля (не счи­тая детей до 14 лет), 2,78 %), хотя в обще­рос­сий­ском мас­шта­бе счи­та­ет­ся не очень частот­ной. Как же эта фами­лия ока­за­лась в наших кра­ях? «Навер­ное, сюда при­шли каза­ки или кре­стьяне с такой «хлеб­ной» фами­ли­ей?» — поду­ма­ли мы. Изу­чив три тома кни­ги «На лен­ских паш­нях в XVII веке», я убе­ди­лась, что фами­лия Житов там не упо­ми­на­ет­ся. Но на 978‑й стра­ни­це гово­рит­ся о вер­хо­лен­ском кон­ном каза­ке Иване Семе­но­ви­че Жидо­ве7. В мет­ри­че­ских кни­гах Нико­ла­ев­ской церк­ви Качин­ской при­ста­ни 1764 и 1790 годов так­же не упо­ми­на­ет­ся ни одно­го Жито­ва. Нет такой фами­лии и в Испо­вед­ных рос­пи­сях Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви 1915 года89ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Испо­вед­ные рос­пи­си Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви за 1915 г.)[/efn_note]. То есть Жито­вы появи­лись в Качу­ге в после­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя и к 2018 году по чис­лен­но­сти заня­ли лиди­ру­ю­щую пози­цию? Как такое мог­ло произойти?

Я свя­за­лась с иссле­до­ва­те­лем при­лен­ских фами­лий А.В. Чере­па­но­вым, про­жи­ва­ю­щим в г.Москва. И вот что он пишет в ответ на мой вопрос: 

«В кни­ге Крас­но­шта­но­ва не гово­рит­ся о Жито­вых пото­му, что их в XVII веке вооб­ще не было, а были Жидо­вы, к тому же каза­ки Вер­хо­лен­ско­го остро­га, паш­ни кото­рых Крас­но­шта­нов вооб­ще почти не упо­ми­на­ет. Отцом же их был, веро­ят­но, казак, что пере­чис­лен в «Кни­ге имян­ной бере­зов­ским слу­жи­лым людям и ружей­ни­кам» пер­вой поло­ви­ны 1630‑х годов с име­нем Семен, труд­но рас­шиф­ру­е­мым отче­ством (вро­де, Беев) и фами­ли­ей, боль­ше похо­жей на Шидо­ва. Нынеш­ние Жито­вы не толь­ко полу­чи­ли несколь­ко иска­жен­ную фами­лию, но и в подав­ля­ю­щем сво­ем боль­шин­стве не явля­ют­ся пря­мы­ми потом­ка­ми каза­ков Жидо­вых — осно­ва­те­лей Жидов­ской дерев­ни, а ста­ли Жидо­вы­ми при кре­ще­нии в пра­во­слав­ную веру. Они по сво­е­му пер­во­на­чаль­но­му про­ис­хож­де­нию то ли буря­ты, то ли тун­гу­сы»10.

Так­же я взя­ла интер­вью у извест­но­го в Качу­ге носи­те­ля этой фами­лии — Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Жито­ва (Прилож.2), мест­но­го каза­ка, пра­вну­ка по мате­рин­ской линии пер­во­го ата­ма­на Иркут­ско­го каза­чье­го вой­ска гене­рал-май­о­ра П. П. Оглоб­ли­на. Он тоже ска­зал, что на р.Куленга (неда­ле­ко от Вер­хо­лен­ска), отку­да он родом, носи­те­ли фами­лии «Житов» сами себя назы­ва­ли «Жидо­вы­ми». Но сам он счи­та­ет, что это оши­боч­ное, диа­лект­ное про­из­но­ше­ние, и его фами­лия про­изо­шла от сло­ва «жито»11.

При­смот­рим­ся к этой вер­сии: качуг­ские Жито­вы – это Вер­хо­лен­ские (куленг­ские) Жидо­вы из Жидо­во и дру­гих близ­ле­жа­щих дере­вень. По кни­ге А.В.Черепанова, где при­во­дит­ся содер­жа­ние мет­ри­че­ских книг Бело­усов­ской Инно­кен­ти­ев­ской и Вер­хо­лен­ской Вос­кре­сен­ской церк­вей (с 1772 года)[c.285], я уста­но­ви­ла, что фами­лии «Житов» дей­стви­тель­но нет ни в одной, а фами­лия «Жидов» появ­ля­ет­ся с 1777 года и ее упо­треб­ле­ние уве­ли­чи­ва­ет­ся от года к году (рож­да­ет­ся мно­го детей). При­том муж­ские фами­лии сопро­вож­да­ют­ся поме­той «ново­кре­щен­ный», «ясаш­ный», а деви­чьи фами­лии невест и жен – рус­ские, с поме­той «из кре­стьян». Зна­чит, вер­хо­лен­ские, а теперь и качуг­ские Жито­вы – это все-таки потом­ки бурят (эвен­кий­ских посе­ле­ний там не было). Иркут­ский жур­на­лист К.Я.Житов, уро­же­нец тех мест, ска­зал нам в интер­вью: «Мно­гие из Жито­вых здО­ро­во на бурят похо­ди­ли!» 12

Мы поз­во­лим себе пред­ло­жить такую вер­сию: у бурят мно­го муж­ских имен, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на «жид»: Баль­жид, Гун­жид, Мижид, Сан­жид, Хажид, Цырен­ды­жид (все тибет.происх) и дру­гие. Пред­по­ло­жим, что на Кулен­ге на месте буду­щей дерев­ни Жидо­во сто­я­ли юрты буря­та с таким име­нем (так, напри­мер у нас обра­зо­ва­лась д.Куржумиха — от бур.имени Кур­шум – сей­час став­шая частью Качу­га), бурят стал осед­лым, дру­жил с рус­ски­ми, кре­стил­ся, кре­стил детей, женил их на рус­ских девуш­ках и т.д. При кре­ще­нии рус­ский свя­щен­ник, может быть, и давал им фами­лию «Жидо­вы» по отцу и деду. Кому-то в кон­це XIX-нача­ле XX в. фами­лия мог­ла пока­зать­ся небла­го­звуч­ной и ее пере­де­ла­ли в более понят­ный для рус­ских вари­ант – Жито­вы. Как нам рас­ска­за­ли потом­ки Жито­вых, у них у всех были боль­шие семьи. Когда в 60‑е — 70‑е годы ста­ли укруп­нять­ся кол­хо­зы и сов­хо­зы, мно­гие вер­хо­лен­ские дерев­ни пере­ста­ли суще­ство­вать, жите­ли мас­со­во пере­ез­жа­ли в Качуг. Посте­пен­но ранее неиз­вест­ная Качу­гу фами­лия Житов ста­ла самой рас­про­стра­нен­ной. Жидо­вых, кста­ти, сей­час нет в рай­оне ни одного.

Зуе­вы

В дан­ный момент в Качу­ге про­жи­ва­ет 181 взрос­лый носи­тель этой фами­лии (2,59%). Фами­лия вхо­дит в состав двух­сот самых рас­про­стра­нен­ных фами­лий Рос­сии 13. Изу­чая мет­ри­че­ские кни­ги Качуг­ской Нико­ла­ев­ской и Воз­не­сен­ской церк­вей 1784 и 1790 годов, спис­ки при­ход­ских сове­тов, опуб­ли­ко­ван­ных в «Епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях», Испо­вед­ные рос­пи­си Воз­не­сен­ской церк­ви за 1915 год, мы сра­зу обра­ти­ли вни­ма­ние, что Зуе­вы встре­ча­ют­ся чаще все­го. Это и была самая рас­про­стра­нен­ная фами­лия, пока ее не опе­ре­ди­ла «моло­дая и актив­ная» фами­лия Житовы.

В кни­ге Г.Б.Красноштанова «На лен­ских паш­нях в XVII веке» упо­ми­на­ет­ся «Пронь­ка Тимо­фе­ев [он же Голой, он же Зуев]», «бирюль­ский пашен­ный кре­стья­нин»14. Таким обра­зом, одно из пер­вых посе­ле­ний рус­ских по фами­лии Зуе­вы – это Бирюль­ский куст. Так­же носи­те­ли этой фами­лии посе­ли­лись неда­ле­ко от с.Манзурка, там нахо­дит­ся дерев­ня Зуе­ва. По дан­ным Качуг­ской цен­траль­ной биб­лио­те­ки, «назва­ние д.Зуева про­изо­шло от пер­вых пере­се­лен­цев – Зуе­вых». Тре­тья «точ­ка дис­ло­ка­ции» этой фами­лии – дерев­ни Малые и Боль­шие Голы, в 12 км к восто­ку от Качу­га. Там фами­лия до сих пор явля­ет­ся очень популярной.

Один из самых извест­ных выход­цев из д. Малые Голы, про­сла­вив­ший свою фами­лию, — это Вла­ди­мир Евсе­е­вич Зуев (1925 – 2003), уче­ный-физик, Герой Соци­а­ли­сти­че­ско­го тру­да (1985г.), ака­де­мик АН СССР (1981).

Ува­жа­е­мым чело­ве­ком в Качуг­ском рай­оне был Инно­кен­тий Гри­го­рье­вич Зуев (1936 – 2018), учи­тель исто­рии, Отлич­ник народ­но­го про­све­ще­ния. В сво­ем интер­вью летом 2017 года он рас­ска­зал нам исто­рию сво­ей семьи и вер­сию о про­ис­хож­де­нии фами­лии Зуев: «Я слы­шал, есть такая птич­ка неболь­шая – зуек. В наших кра­ях она не водит­ся. Види­мо, кто-то из наших пред­ков похож был на такую птич­ку». Все его пред­ки по отцов­ской линии жили в Малых Голах, до сих пор там сто­ит дом отца, обла­да­те­ля Геор­ги­ев­ско­го Кре­ста, Гри­го­рия Ники­фо­ро­ви­ча Зуе­ва15.

И, нако­нец, чет­вер­тый пункт ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния Зуе­вых – это сам Качуг. В мет­ри­че­ских кни­гах Воз­не­сен­ско­го хра­ма Качу­га за 1784 и 1790 годы упо­ми­на­ют­ся 24 чело­ве­ка с такой фами­ли­ей, это при­мер­но 15 семей. В испо­вед­ных рос­пи­сях за 1915 год — 85 семей1617ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Испо­вед­ные рос­пи­си Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви за 1915 г.)[/efn_note]. Зуе­вы участ­во­ва­ли в жиз­ни цер­ков­ных при­хо­дов, жерт­во­ва­ли свои день­ги на вос­ста­нов­ле­ние и содер­жа­ние Качуг­ских церк­вей и часо­вен. Часть кре­стьян Зуе­вых начи­на­ла тор­го­вать хле­бом и пере­хо­ди­ла в куп­цы. В 80‑е годы поза­про­шло­го века на день­ги состо­я­тель­но­го куп­ца Зуе­ва была постро­е­на шко­ла18. Зда­ние этой шко­лы (в совет­ское вре­мя – педучи­ли­ща, сей­час – гара­жей МКОУ КСОШ №1) сто­ит в нача­ле ул.Первомайской, кото­рая цели­ком была застро­е­на Зуе­вы­ми, здесь были их доход­ные дома (это креп­кие кра­си­вые стро­е­ния, в них и сей­час живут люди, рас­по­ла­га­ет­ся дет­ская биб­лио­те­ка, а родо­вом доме Зуе­вых – Ком­плекс­ный центр соци­аль­но­го обслу­жи­ва­ния насе­ле­ния). Ули­ца назы­ва­лась «Зуев­ский край», или «Зуев­ский око­ло­ток», она выхо­ди­ла к тому месту, где про­во­ди­лась еже­год­ная, извест­ная на всю Иркут­скую губер­нию Качуг­ская ярмар­ка. На ней и по сей день живут потом­ки Зуе­вых. Наша СОШ №1 вырос­ла из той самой «зуев­ской» шко­лы 19.

Семья млад­ше­го Игна­тия Зуе­ва была разо­ре­на в 1920‑м году Несто­ром Калан­да­ри­шви­ли, кото­ро­му, по семей­но­му пре­да­нию, захо­те­лось взять «вро­де любов­ни­цы» жену Игна­тия – Еле­ну. Семья с малень­ки­ми детьми бежа­ла из Качу­га на север, в живых оста­лась и под ста­рость лет вер­ну­лась на роди­ну толь­ко дочь – Любовь Игна­тьев­на. В июне 2018 года, рабо­тая в ГАИО, мы нашли упо­ми­на­ние о Зуе­вых в Испо­вед­ных рос­пи­сях Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви за 1915 год, когда семей­ство Зуе­вых еще жило спо­кой­но и бла­го­по­луч­но, тор­го­ва­ло хле­бом, стро­и­ло дома, когда они друж­но посе­ща­ли цер­ков­ные служ­бы, испо­ве­до­ва­лись и при­ча­ща­лись. В 1915‑м они еще живые и ниче­го не зна­ют о буду­щем. А мы зна­ем, поэто­му чита­ли лист под №13 с боль­шим вол­не­ни­ем: на испо­ве­ди были «Зуев Карп Игна­тье­вич (56 лет), жена его Мар­фа Мак­си­мов­на, дети: Игна­тий (31 год), женат 2‑м бра­ком, Гав­ри­ил (29 лет); вто­рая жена Игна­тия – Еле­на Пет­ров­на (22 года), дочь их Любовь (3 года). Рядом помет­ка: «У испо­ве­ди по мало­лет­ству не была» 20.

Гор­бу­но­вы

Эта рус­ская фами­лия сто­ит на тре­тьем месте по частот­но­сти в нашем посел­ке (132 носи­те­ля, 1,89%). Как же эта фами­лия ока­за­лась в п.Качуг? Ссы­ла­ясь на кни­гу Г.Б.Красноштанова «На лен­ских паш­нях в XVII веке», мы можем утвер­ждать, что носи­те­ли этой фами­лии ока­за­лись в наших кра­ях не позд­нее XVII века. В доку­мен­тах Бирюль­ской воло­сти гово­рит­ся «о ново­при­бор­ных воль­ных людях, постро­ен­ных в пашен­ные кре­стьяне в тяг­ло, сре­ди кото­рых был Тимош­ка Пет­ров сын Гор­бун»21. По дан­ным ком­мер­че­ско­го интер­нет-про­ек­та «Лабо­ра­то­рия «Род­ствен­ни­ки», «род Гор­бу­но­вых в Качуг­ском рай­оне насчи­ты­ва­ет с 1620 – 2013 гг. — 4380 пер­сон и име­ет одно общее дре­во от Пет­ра (види­мо, отца Тимо­фея Гор­бу­на – А.Г.)» 22. Для того, что­бы узнать, свя­за­ны ли как-то Гор­бу­но­вы, про­жи­ва­ю­щие в п.Качуг с бирюль­ски­ми Гор­бу­но­вы­ми, я опро­си­ла носи­те­лей этой фамилии.

Н.В.Горбунов (При­лож. 4), мастер-бере­стян­щик и пре­по­да­ва­тель дет­ской худо­же­ствен­ной шко­лы, про­жи­ва­ет в посел­ке Качуг с 1999 года. Он рас­ска­зал мне, что явля­ет­ся уро­жен­цем дерев­ни Косо­гол близ села Бирюль­ка, он утвер­жда­ет, что в деревне все Гор­бу­но­вы были друг дру­гу род­ствен­ни­ка­ми. Нико­лай Вла­ди­ми­ро­вич пере­ехал в Качуг в свя­зи с поте­рей рабо­ты в род­ной деревне. Боль­шую рас­про­стра­нен­ность сво­ей фами­лии Нико­лай Вла­ди­ми­ро­вич объ­яс­ня­ет мно­го­дет­но­стью семей. В семье дедуш­ки и бабуш­ки было 8 детей, у отца, Вла­ди­ми­ра Васи­лье­ви­ча, 5 детей (Нико­лай – стар­ший), у само­го Нико­лая Вла­ди­ми­ро­ви­ча – 6 детей23.

Учи­тель­ни­ца млад­ших клас­сов МКОУ КСОШ №1 Надеж­да Нико­ла­ев­на Гор­бу­но­ва роди­лась в 1970 году уже в Качу­ге. Она рас­ска­за­ла, что ее отец, Нико­лай Ели­за­ро­вич Гор­бу­нов, родил­ся в деревне Боло­то, что неда­ле­ко от Бирюль­ки, и пере­ехал в наш посе­лок тоже в поис­ках рабо­ты. Кор­ни всех осталь­ных опро­шен­ных мной жите­лей с фами­ли­ей Гор­бу­нов так­же ока­за­лись из Бирюль­ско­го куста2425.

Таким обра­зом, я могу сде­лать вывод, что фами­лия «Гор­бу­нов» при­шла в Качуг из Бирюль­ки и близ­ле­жа­щих дере­вень. Самы­ми глав­ны­ми при­чи­на­ми пере­ез­да семей в Качуг послу­жи­ли укруп­не­ние кол­лек­тив­ных хозяйств, рас­пад мел­ких кол­хо­зов, выми­ра­ние дере­вень в 70‑е – 80‑е годы, отсут­ствие рабо­ты в 90‑е. В Качу­ге же до 90‑х годов рабо­та­ли Судо­верфь, мас­ло­за­вод, фили­ал релей­но­го заво­да, мебель­ная фаб­ри­ка и т.д. И даже в пери­од рас­па­да эко­но­ми­ки в пере­стро­еч­ные и после­пе­ре­стро­ич­ные годы, закры­тия почти всех пред­при­я­тий — в рай­он­ном цен­тре рабо­ту най­ти было легче.

Гла­ва 3. Ред­кие фами­лии п.Качуг

Нам пока­за­лось не менее инте­рес­ным рас­смот­реть и самые ред­кие фами­лии Качу­га, ведь они тоже могут о чем-то рас­ска­зать. Для это­го выяви­ли фами­лии, чис­лен­ность носи­те­лей кото­рых огра­ни­чи­ва­ет­ся одним чело­ве­ком. Таких ока­за­лось нема­ло. Я соста­ви­ла спи­сок этих фами­лий, про­ана­ли­зи­ро­ва­ла и при­шла к выво­ду, что их мож­но услов­но раз­де­лить на 3 груп­пы. Каж­дая отра­жа­ет опре­де­лен­ный мигра­ци­он­ный процесс:

  1. Жен­щи­на, уро­жен­ка Качу­га или Качуг­ско­го рай­о­на, полу­ча­ет фами­лию мужа, кото­рый не явля­ет­ся жите­лем этих мест. Дети вырас­та­ют, разъ­ез­жа­ют­ся, муж уми­ра­ет, и жен­щи­на с ред­кой для Качу­га фами­ли­ей живет одна. Это типич­но для совет­ско­го пери­о­да, когда рас­ши­ри­лись воз­мож­но­сти обще­ния, полу­че­ния обра­зо­ва­ния, при­об­ре­те­ния новых про­фес­сий, пере­ез­да на новое место житель­ства, осо­бен­но для моло­до­го поко­ле­ния (самая мно­го­чис­лен­ная группа).
  2. Выпуск­ник вуза при­ез­жа­ет в незна­ко­мое место по рас­пре­де­ле­нию и закреп­ля­ет­ся здесь. Если это девуш­ка и она не вышла замуж или не поме­ня­ла фами­лию при заму­же­стве, то она ино­гда оста­ет­ся един­ствен­ным ее носи­те­лем (самая неболь­шая по чис­лен­но­сти группа).
  3. После рас­па­да СССР в РФ мигри­ру­ют пред­ста­ви­те­ли преж­них союз­ных рес­пуб­лик: в целях без­опас­но­сти или зара­бот­ка. Появ­ля­ют­ся армян­ские, гру­зин­ские, чечен­ские, таджик­ские фами­лии, очень непри­выч­ные для сель­ской мест­но­сти. Если гла­ва семьи при­е­хал один, семья оста­лась на родине, то он тоже будет являть­ся един­ствен­ным ее носи­те­лем (сред­няя по чис­лен­но­сти группа).

Зяб­ли­ко­ва

В нашем посел­ке живет Вален­ти­на Инно­кен­тьев­на Зяб­ли­ко­ва. Ее деви­чья фами­лия Ива­но­ва. Она роди­лась в деревне Атан­кон (сей­час такой нет) неда­ле­ко от с.Бирюлька в 1934 году, а уже в 1935-ом семья пере­еха­ла в Качуг, где отец постро­ил дом. А уеха­ли, «пото­му что ужи были, змеи и гадю­ки». Закон­чи­ла Качуг­скую шко­лу, рабо­та­ла в рай­ко­ме ком­со­мо­ла. Затем ее отпра­ви­ли в Иркутск на тру­до­вые и музы­каль­ные кур­сы. Замуж выхо­ди­ла два раза. Про сво­е­го вто­ро­го мужа она рас­ска­зы­ва­ет: «Он был Зяб­ли­ко­вым. Его зва­ли Виул Евге­нье­вич. Виул – это Вла­ди­мир Ильич Улья­нов-Ленин. Это в честь Лени­на ему имя дали. Он был Виу­л­ка, так его зва­ли, Зяб­ли­ков. Фами­лия такая про­изо­шла из Кулу­су­тая из Читы(…) Трид­цать девять лет мы с ним вме­сте про­жи­ли»26. После 20-ти лет жиз­ни в Яку­тии семья Зяб­ли­ко­вых пере­бра­лась в Мегет. Здесь Вален­ти­на Вик­то­ров­на 15 лет про­ра­бо­та­ла дирек­то­ром шко­лы. А через два года ей при­шлось вер­нуть­ся в Качуг. Сна­ча­ла умер сын, а в 1998 году, когда она сама попа­ла в боль­ни­цу, из-за силь­ных пере­жи­ва­ний за жену умер Виул Евге­нье­вич. Вален­ти­на Инно­кен­тьев­на оста­лась одна, при­е­ха­ла сест­ре в Качуг, и так живет здесь уже 20 лет, нося фами­лию сво­е­го покой­но­го мужа.

Шпей­зер

Эта фами­лия может иметь как гер­ман­ское, так и еврей­ское про­ис­хож­де­ние. С 1982 года в Качу­ге про­жи­ва­ет пре­крас­ный врач Еле­на Гри­го­рьев­на Шпей­зер (1957 г.р.), кото­рая рас­ска­за­ла мне, что при­е­ха­ла в Качуг по рас­пре­де­ле­нию, окон­чив Иркут­ский мед­ин­сти­тут, а затем орди­на­ту­ру в област­ной боль­ни­це в 1981 году. Рабо­та по рас­пре­де­ле­нию — это прак­ти­ка тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ка выс­ше­го учеб­но­го заве­де­ния, обя­за­тель­но­го на опре­де­лён­ный срок как для само­го выпуск­ни­ка, так и для рабо­то­да­те­ля, такая прак­ти­ка име­ла место в СССР, где и появил­ся сам тер­мин «рас­пре­де­ле­ние». Мно­гие, осо­бен­но город­ские, при­е­хав­шие в дерев­ню, через три года уез­жа­ли, а кто-то, как Еле­на Гри­го­рьев­на, оста­вал­ся навсе­гда. Она вполне мог­ла остать­ся в Иркут­ске или даже уехать в Изра­иль (как ее брат, тоже врач), но она этим не вос­поль­зо­ва­лась. Дело в том, что отец моло­до­го вра­ча был очень извест­ным чело­ве­ком: кан­ди­дат хими­че­ских наук, про­фес­сор Гри­го­рий Мои­се­е­вич Шпей­зер, всю жизнь про­ра­бо­тал в Иркут­ском Госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, был заве­ду­ю­щим кафед­рой Меж­ву­зов­ской реги­о­наль­ной лабо­ра­то­ри­ей эко­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, испол­ни­тель­ным дирек­то­ром кафед­ры вод­ных ресур­сов ЮНЕ­СКО при ИГУ, про­фес­со­ром Рос­сий­ской Ака­де­мии Есте­ство­зна­ния. Но отго­ва­ри­вать дочь от пере­ез­да в Качуг не стал: такое было вос­пи­та­ние в этой семье. Еле­на Гри­го­рьев­на – чело­век с откры­той душой и доб­рым серд­цем. 16 лет назад она ста­ла опе­ку­ном двух маль­чи­ков – бра­тьев Ефи­мо­вых, бро­шен­ных род­ной мате­рью. Сей­час Илья слу­жит в армии, Женя закан­чи­ва­ет 9 класс нашей шко­лы. На вопрос о рас­пре­де­ле­нии в Качуг, затя­нув­шем­ся на 36 лет, Еле­на Гри­го­рьев­на отве­ти­ла так: «Исто­рия нико­гда не зна­ет сосла­га­тель­но­го накло­не­ния. А вот если бы я не при­е­ха­ла, то что бы было? Я нико­гда об этом не думаю. Все к луч­ше­му»27.

Шиха­бов

Это чечен­ская фами­лия, про­изо­шла от араб­ско­го име­ни Шихаб, что в пере­во­де озна­ча­ет «пада­ю­щая звез­да, метеор». Носи­те­лем этой фами­лии в наших кра­ях явля­ет­ся Шиха­бов Сал­ман Сайд-Хусей­но­вич (1961 г.р.) – тре­нер, чем­пи­он Рос­сии и мира по руко­паш­но­му бою сре­ди вете­ра­нов, мастер спор­та Рос­сии. В посел­ке Качуг он про­жи­вет не так дав­но, око­ло семи лет, до это­го не раз при­ез­жал сюда, жил корот­кое вре­мя. Родил­ся Сал­ман Сайд-Хусей­но­вич в Чечен­ской рес­пуб­ли­ке в рай­оне Самаш­кин­ской стан­ции. Когда учил­ся в шко­ле, ездил в Гроз­ный с седь­мо­го клас­са, что­бы зани­мать­ся бок­сом. Там же зани­мал­ся дзю­до и воль­ной борь­бой. Полу­чил спор­тив­ное зва­ние Масте­ра спор­та. С 16 лет Сал­ман Сайд-Хусей­но­вич начал рабо­тать стро­и­те­лем в Тюмен­ской обла­сти. Рабо­тал в бри­га­де сво­е­го дяди. Отслу­жил в армии и сно­ва вер­нул­ся в Тюмень. В 1986 году пер­вый раз при­е­хал в Качуг помочь сво­е­му бра­ту-стро­и­те­лю. Потом уехал в Липецк, полу­чил педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние, рабо­тал в шко­ле. Вер­нул­ся в Чеч­ню. 2005 году его уче­ни­ки ста­ли чем­пи­о­на­ми мира. В 2012 году он окон­ча­тель­но пере­ехал в наш посе­лок, зара­ба­ты­ва­ет рабо­той тре­не­ра в ДЮС­ША и по сов­ме­сти­тель­ству в лесо­до­бы­ва­ю­щей ком­па­нии. День­ги отправ­ля­ет в Чеч­ню семье.

Семья Сал­ма­на Сайд-Хусей­но­ви­ча хра­нит память о сво­их кор­нях и пере­да­ет зна­ние сво­е­го рода от отца к сыну. Она про­изо­шла от име­ни дедуш­ки: «Деда Шихаб зва­ли. У него мно­го детей было, 12 сыно­вей, и отту­да фами­лию дали — Шиха­бов. А у него рань­ше была дру­гая фами­лия. Это при Совет­ском Сою­зе ее поме­ня­ли. В 1944 году вся Чечен­ская рес­пуб­ли­ка была депор­ти­ро­ва­на в Казах­стан, и там поме­ня­ли все. Стар­ший отец – Шихаб, зна­чит семья Шиха­бо­вых»28. Как утвер­жда­ет Сал­ман Сайд-Хусей­но­вич, рань­ше фами­лия была дру­гая – Кахи­ро­вы. Послед­ним, кого еще пом­нят в семье, был дед Ахмат (пятое коле­но). Он пере­се­лил­ся на Аргун­скую зем­лю из Шатой­ско­го рай­о­на в Чечне. И сей­час в семье Шиха­бо­вых Аргун­ская зем­ля счи­та­ет­ся их родо­вым гнездом.

На вопрос: «Поче­му вы реши­ли остать­ся имен­но в Качу­ге?» — он отве­тил: «Все свер­ху идет. Кому где суж­де­но, там и будут. Сколь­ко ему отме­ре­но, никто не зна­ет. И что я в Качу­ге буду жить, сам не думал. Ино­гда с горо­да едешь и дума­ешь: как в такую даль занес­ло?» Качуг­ские вос­пи­тан­ни­ки Сал­ма­на защи­ща­ют честь рай­о­на на самых пре­стиж­ных сорев­но­ва­ни­ях. Мы гор­дим­ся, что у нас есть такой заме­ча­тель­ный тре­нер – высо­чай­ше­го клас­са, насто­я­щий мастер сво­е­го дела!

Заклю­че­ние

Итак, изу­чив 6 фами­лий Качу­га (3 самые рас­про­стра­нен­ные и 3 самые ред­кие) с точ­ки зре­ния внут­рен­ней мигра­ции насе­ле­ния, я при­шла к сле­ду­ю­щим выводам:

  1. Самые частот­ные фами­лии явля­ют­ся мест­ны­ми стра­ро­жиль­че­ски­ми фами­ли­я­ми, име­ют рус­ское окон­ча­ние –ов(-ев), две из них (Зуев и Гор­бу­нов) «при­шли» в Сибирь вме­сте с рус­ски­ми пере­се­лен­ца­ми, одна (Житов) про­изо­шла или от каза­чьей фами­лии Шидов, или от бурят­ской Жидов, по нашей вер­сии, от бурят­ско­го име­ни с тибет­ской мор­фе­мой «жид».
  2. Мигра­ция носи­те­лей частот­ных качуг­ских фами­лий из дере­вень в рай­он­ный центр отно­сит­ся, в основ­ном, к сере­дине XX в., ее при­чи­на­ми является:
    • укруп­не­ние кол­лек­тив­ных хозяйств;
    • рас­пад мел­ких колхозов;
    • выми­ра­ние дере­вень в 70‑е – 80‑е годы;
    • отсут­ствие рабо­ты на пери­фе­рии в 90‑е годы.
    • Если до XX в мигра­ция была свя­за­на с рефор­ма­ми, ссыл­кой и осво­е­ни­ем новых земель, то в совет­ское и пост­со­вет­ское вре­мя на этот про­цесс влияли:
    • Рас­ши­ре­ние сво­бо­ды пере­ме­ще­ния, пре­одо­ле­ние пат­ри­ар­халь­ной замкну­то­сти в выбо­ре места житель­ства (с 50‑х гг);
    • Прак­ти­ка рас­пре­де­ле­ния выпуск­ни­ков вузов (вынуж­ден­ная миграция);
    • Поиск рабо­ты и без­опас­но­го для про­жи­ва­ния места пред­ста­ви­те­лей рес­пуб­лик быв­ше­го СССР в 1990‑е, 2000‑е годы (вынуж­ден­ная миграция).

Так в Качуг попа­ли ред­кие по рас­про­стра­нен­но­сти, непри­выч­ные фамилии.

  1. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные Качуг­ско­го отде­ла ЗАГС
  2. Бело­усов А.Г. Верхоленье.Качуг. Стра­ни­цы исто­рии. – Иркутск: Изда­тель­ский центр «Сибирь», 2013. – 271с.
  3. Бута­ков Г. М. Спро­сил Новик у Годо­ви­ка (про­ис­хож­де­ние сибир­ских ста­ро­жиль­че­ских фами­лий): сайт. – URL: http://irkipedia.ru/content/onomastika_proishozhdenie_sibirskih_starozhilcheskih_familiy (дата обра­ще­ния 18.01.2019);
  4. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные УФМС Качуг­ско­го рай­о­на Иркут­ской обла­сти за 2016 – 2018 годы;
  5. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные Тер­ри­то­ри­аль­ной изби­ра­тель­ной комис­сии за 2016 ‑2018 годы;
  6. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные Качуг­ско­го отде­ла ЗАГС;
  7. Крас­но­шта­нов Г.Б. На лен­ских паш­нях в XVII веке» (Доку­мен­таль­ное повест­во­ва­ние) Москва: «Древ­ле­хра­ни­ли­ще», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
  8. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.240. (Кни­га Мет­ри­че­ская Иркут­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии Качин­ской при­ста­ни Нико­ла­ев­ской церк­ви за 1784 г.)
  9. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.475. (Мет­ри­че­ская кни­га Качин­ской при­ста­ни Нико­ла­ев­ской церк­ви на 1790 г.)
  10. Ответ­ное пись­мо от А.В. Чере­па­но­ва, эко­но­ми­ста, руко­во­ди­те­ля «Про­ек­та наци­о­наль­но­го раз­ви­тия», авто­ра кни­ги «Сибир­ская кровь» (г.Москва);
  11. Интер­вью с Ана­то­ли­ем Ива­но­ви­чем Жито­вым (Качуг, 2018г.);
  12. Интер­вью с К.Я Жито­вым (Иркутск, уро­же­нец с.Верхоленск, 2019г.)
  13. Пла­не­та имен и фами­лий: сайт. – URL: http://imja.name/familii/pyatsot-chastykh-familij.shtml (дата обра­ще­ния 22.01.2019);
  14. Крас­но­шта­нов Г.Б. На лен­ских паш­нях в XVII веке» (Доку­мен­таль­ное повест­во­ва­ние) Москва: «Древ­ле­хра­ни­ли­ще», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
  15. Интер­вью с И.Г.Зуевым (с.Харбатово, 2017г.);
  16. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.240. (Кни­га Мет­ри­че­ская Иркут­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии Качин­ской при­ста­ни Нико­ла­ев­ской церк­ви за 1784 г.)
  17. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.475. (Мет­ри­че­ская кни­га Качин­ской при­ста­ни Нико­ла­ев­ской церк­ви на 1790 г.)
  18. Код­рян В. Шко­ла, ты не ста­ришь­ся! – Лен­ская прав­да. – 2012г. — №16, с 5.
  19. Шеме­то­ва Дарья. Их име­на­ми не назва­ны улицы/История верх­не­лен­ско­го купе­че­ства//­На­уч­но-иссле­до­ва­тель­ская рабо­та. – Качуг, МКОУ КСОШ №1, 2017г.
  20. ГАИО, Ф.50, оп.1, д.9507. (Испо­вед­ные рос­пи­си Качуг­ской Воз­не­сен­ской церк­ви за 1915 г.)
  21. Крас­но­шта­нов Г.Б. На лен­ских паш­нях в XVII веке» (Доку­мен­таль­ное повест­во­ва­ние) Москва: «Древ­ле­хра­ни­ли­ще», 2013. 1006 с.; илл. (1, 2, 3 том);
  22. Интер­нет-про­ект «Лабо­ра­то­рия «Род­ствен­ни­ки»: сайт. – URL: rodirkutsk.ru (дата обра­ще­ния 10.02.2019);
  23. Интер­вью с Нико­ла­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Гор­бу­но­вым (Качуг, 2019г.)
  24. Интер­вью с Г.Н.Горбуновой (Качуг, 2018г.);
  25. Интер­вью с Н.Н. Гор­бу­но­вой (Качуг, 2019г.);
  26. Интер­вью с Вален­ти­ной Инно­кен­тьев­ной Зяб­ли­ко­вой (Качуг, 2018г.);
  27. Интер­вью с Еле­ной Гри­го­рьев­ной Шпей­зер (Качуг, 2018г.);
  28. Интер­вью с Сал­ма­ном Сайд-Хусей­но­ви­чем Шиха­бо­вым (Качуг, 2019г.);